Марселу Мотта (S.O.T.O.)
27 июня 1931 года — 26 августа 1987 года
Марселу Рамуш Мотта — бразильский телемит, член А.·.А.·.
Мотта родился 27 июня 1931 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия). О его детстве почти ничего не известно, за исключением того, что он родился в семье швейцарско-немецкого происхождения, воспитывался в строгости и обучался в Военной академии Рио-де-Жанейро. Его отец был последователем учения Алана Кардека, а мать — католичкой. В одиннадцать лет Мотта прочитал роман Эдварда Бульвера-Литтона «Занони» и, заинтересовавшись таинственными «розенкрейцерами», «решил разыскать их и стать одним из этих загадочных адептов». Бразильское отделение AMORC — одного из самопровозглашенных розенкрейцерских обществ — не соответствовало его чаяниям: Мотта хотел найти посвятительную школу, подобную той, что описана в романе Арнольда Крумм-Хеллера «Роза и Крест».
Обучение в Военной академии привило ему чувство долга и дисциплину, и Мотта перенес эти качества на свою оккультную деятельность. Он начал изучать различные оккультные науки, в том числе астрологию и Таро. Среди его однокашников подобные интересы не пользовались популярностью, но Мотта сумел вынести из своих занятий кое-какие познания, с опорой на которые развязал дискуссию со своим учителем философии, запомнившуюся в академии на много лет.
19 августа 1948 года, в возрасте 17 лет, Мотта вступил в Древнее братство розенкрейцеров (Fraternitas Rosicruciana Antiqua, или FRA) — орден Арнольда Крумм-Хеллера. Вскоре под давлением политических обстоятельств он был вынужден отправиться в Европу, а затем в США. В 1953 году Дувал Эрнани-ди-Паулу (1907-2005), руководитель бразильского отделения FRA, поручил Мотте встретиться в Германии с Парсифалем Крумм-Хеллером (сыном Арнольда и официальным главой FRA) и провести с ним переговоры, выступив полномочным представителем бразильской группы.
Об учении Телемы Мотта впервые узнал из книги Джона Саймондса «Великий Зверь». Мотта подметил многочисленные параллели между Законом Телемы и некоторыми элементами своих розенкрейцерских посвящений, но книга Саймондса, написанная чрезвычайно тенденциозно, заставила его усомниться в валидности посвящений самого Кроули. Мотта обратился за разъяснениями к Парсифалю Крумм-Хеллеру и получил много материалов по Телеме, которые полностью переменили его мнение о методах и философии Кроули. Вернувшись в США, он познакомился (по рекомендации Крумм-Хеллера ) с Карлом Гермером — тогдашним главой Ордена Восточных Тамплиеров. В 1956 году Мотта впервые посетил дом Гермера в Барстоу (Калифорния), а вскоре свел знакомство с Джейн Вулф, Филлис Секлер и другими американскими телемитами. Вскоре после этого он разорвал отношения с Эрнани-ди-Паулу и вышел из FRA.
С 1956 по 1961 гг. Мотта жил в Батон-Руж (Луизиана) под именем «Марк Хеллингтон» и занимался литературной работой — писал кино- и телесценарии, а также тексты для песен. 20 сентября 1957 года Гермер предложил ему выбрать между О.Т.О. и A.·.A.·., и Мотта предпочел второй вариант. По собственному его признанию, сделанному в письме к Гермеру, он лелеял «тайную и нелепую мечту стать преемником А[листера] К[роули]».
Вернувшись в Бразилию в 1962 году, Мотта перевел и опубликовал «Книгу Алеф» Алистера Кроули и написал «Воззвание к детям солнца» — первое телемическое сочинение на бразильском языке (позднее Мотта сам попытался пресечь распространение этого манифеста, опасаясь политических преследований). С этого времени и вплоть до 1987 года Мотта как посвященный A.·.A.·. вел наставническую деятельность и обучил многих начинающих оккультистов.
Карл Гермер умер в 1962 году, а в 1969-м руководство О.Т.О. принял Грейди Макмертри, основываясь на врученных ему Кроули полномочиях «на случай крайней необходимости». В 1975 году Мотта опубликовал «Комментарии к AL», составившие 1-й номер 5-го тома «Эквинокса». В эту книгу, выпущенную издательством «Сэмюэл Вайзер», вошли комментарии к «Книге Закона», написанные Кроули и самим Моттой. На основании этой книги Мотта стал заявлять о своем праве на пост Внешнего главы О.Т.О., но его притязания были отвергнуты американским судом в 1978 году, когда Мотта безуспешно попытался отсудить себе авторские права на произведения Кроули.
С 1975 до 1981 гг. Мотта опубликовал в общей сложности четыре номера 5-го тома «Эквинокса», в которые вошли многие малые произведения Кроули и ряда других авторов; в 1982 году — два номера 6-го тома журнала «Орифламма», включившие в себя первые две части «Книги Четыре, а в 1983 году — следующие два номера «Орифламмы» с комментированной версией «Магии без слёз». В 1987 году (посмертно) вышли пятый и шестой номера 6-го тома «Орифламмы», в которых увидело свет подготовленное Моттой издание «Магии в теории и на практике» (под названием «Телемическая магия без цензуры»).
Мотта занимался восточными боевыми искусствами — дзюдо и тэйквондо. В 1973 году он на собственные средства снял фильм под названием «Дзюдоист», но тот, очевидно, не окупился, и на протяжении нескольких лет Мотте пришлось выплачивать долги.
Мотта так и не добился финансовой стабильности: он постоянно менял занятия, в худшие времена перебиваясь частным преподаванием английского или сводя концы с концами благодаря помощи своих учеников и последователей. В возрасте 56 лет (26 августа 1987 года) он скончался от инфаркта миокарда и отека легких в Терезополисе (Бразилия) и был похоронен неподалеку от Рио-де-Жанейро, в городке Петрополис, на кладбище местной католической церкви.
На протяжении многих лет Мотта пытался распространить и утвердить свою линию О.Т.О. — Общество Ордена Восточных Тамплиеров (Society Ordo Templi Orientis, или S.O.T.O.) — в Бразилии и других странах. В числе его учеников были такие бразильские знаменитости, как писатель Пауло Коэльо и музыкант Рауль Сейшес. Кроме того, под руководством Мотты некоторое время обучались Джеймс Вассерман и Мартин Старр.
В завещании, датированном 15 октября 1984 года, Мотта препоручил руководство своей организацией троим ученикам — Уильяму Роберту Бардену, Клаудии Кануту де Менезес и Дэниэлу Бену Стоуну. Однако все трое отказались от дальнейшей работы в Обществе (хотя Барден все же опубликовал несколько работ Мотты), что повлекло за собой раскол S.O.T.O. Барден основал собственную ветвь SOTO в Австралии. Еще один из учеников Мотты, Дэвид Л. Берссон, расстался со своей возлюбленной Клаудией Кануту, переехал в США и провозгласил себя «Всемирным Верховным Братом» S.O.T.O. Рэй Илс, американский ученик Мотты, сосредоточил свои усилия на развитии ветви А.’.А.’., основанной его учителем, и создал независимую «Гностическую церковь L.V.X.», а c 1992 года участвовал в работе самодеятельной телемической группы «H.O.O.R.» (Священный орден Ра-Хор-Хута). В наши дни Мотта остается одним из самых востребованных авторов телемической литературы. Первые издания его книг перешли в категорию библиографических редкостей и продаются на букинистическом рынке по высоким ценам.
Публикации
На португальском языке
O Equinocio dos Deuses (перевод части IV «Книги Четыре»)
Yoga e Magia (перевод части I «Книги Четыре»)
Magia e Misticismo (перевод части II «Книги Четыре»)
Ataque e Defesa Astral ([«Астральное нападение и защита» (англ. пер.))
Carta a um Macom («Письмо бразильскому масону» (англ. пер.))
Dos Propositos Politicos da Ordem («О политических целях О.Т.О.»)
Moral e Civica Telemicas («Политическая мораль телемита» (англ. пер.))
На английском языке
Letter to a Brazilian Mason («Письмо бразильскому масону»)
Manifesto («Манифест»)
Thelemic Political Morality («Политическая мораль телемита»)
Of the Political Aims of the O.T.O. («О политических целях О.Т.О.»)
Liber AL vel Legis — The Book of the Law («Книга Закона»)
Yoga and Magick — Book Four Part I («Йога и магия» — часть I «Книги Четыре»)
Magick and Mysticism — Book Four Part II («Магия и мистицизм» — часть II «Книги Четыре»)
The Equinox — Vol. V n. 1 — The Commentaries of AL (комментарии к «Книге Закона»)
The Equinox — Vol. V n. 2 — LXV Commented (комментарии к «Книге LXV»)
The Equinox — Vol. V n. 3 — The Chinese Texts of Magick and Mysticism («Китайские тексты по магии и мистицизму»: сборник текстов разных авторов, включающий несколько работ Кроули)
The Equinox — Vol. V n. 4 — Sex and Religion («Секс и религия»)
Thelemic Magick Unexpurgated Commented — Part I («Телемическая магия. Без цензуры, с комментариями», часть I)
Thelemic Magick Unexpurgated — Part II («Телемическая магия. Без цензуры, с комментариями», часть II)
Magick Without Tears Unexpurgated Commented — Part I («Магия без слёз. Без цензуры», часть I)
Magick Without Tears Unexpurgated Commented — Part II («Магия без слёз. Без цензуры», часть II)
Calling the Children of the Sun («Воззвание к детям солнца»)
Содержание выпусков журнала «Эквинокс»
«Эквинокс», том V, №1. Комментарии к AL (1975; 2-е изд. 1990): 1) «Liber AL vel LEGIS sub figura CCXX as delivered by XCIII = 418 to DCLXVI» («Книга Закона» с комментариями М. Мотты); 2) «Liber HAD»; 3) «Liber NV»; 4) «Месса Феникса»; 5) «Liber Artemis Iota»; 6) «Liber OZ»; 7) «Манифест О.Т.О.»; 8) «Звезда видна»; 9) факсимильная копия рукописи «Книги Закона».
«Эквинокс», том V, №2 (1979): 1) «Провозвестие» (вводная статья Мотты); 2) «Стихи на одной прямой» (Фернандо Пессоа); 3) «Эта палка чуть короче» (рецензии, I); 4) «Восьмое стихотворение пастуха» (Фернандо Пессоа); 5) «Манифест О.Т.О.»; 6) «Стоять на своём» (Сестра К.А. — Кладиуа Кануту); 7) «Liber LXV» (с комментариями А. Кроули и М. Мотты); 8) «Безымянные стихи» (Джонатан Харкер); 9) «Liber CCXXXI: личное исследование» (Марселу Мотта); 10) «Эта палка чуть короче» (рецензии, II).
«Эквинокс», том V, №3. Китайские тексты по магии и мистицизму (1980): 1) от издателя; 2) от составителя; 3) «У дверей» (Клаудиа Кануту) 5) «Цин цзин цзин» Гэ Сюаня (в переложении А. Кроули); 6) «Лунные лучи» (Клаудиа Кануту); 7) «На что похожи кролики» (Т. Бреннан); 8) «Серебряная рыбка» (рецензии, I); 9) «Червь во гробе» (Дж. Эллис); 10) «Размышления о Ли Бо» (Рэй Илс); 11) «Дао дэ цзин» Лао-цзы (с комментариями); 12) «Серебряная рыбка» (рецензии, II); 13) «Пять песен» (М. Мотта); 14) «Синагога Сатаны» (А. Кроули); 15) «Что в имени…» (А. Кроули); 16) «Серебряная рыбка» (рецензии, III); 17) «И цзин» (с комментариями); 18) «Серебряная рыбка» (рецензии, IV); 19) «Путь Дао» (А. Кроули); 20) «Два урока ‘И цзин'» (А. Кроули); 21) «Древо жизни» (Дж. Вулф); 22) Две системы соответствий гексаграмм по А. Кроули.
«Эквинокс», том V, №4. Секс и религия (1981): 1) от составителя; 2) «Письмо о браке» (А. Кроули); 3) стихотворения (I); 4) «Лия наивеликая» (А. Кроули); 4) рецензии (I); 5) «Теория поля в сексе» (М. Мотта); 6) стихотворения (II); 7) «Liber DCL vel De Fonte Aquae Vitae» («Книга 650, или Об источнике живой воды») (М. Мотта); 8) «Заметки о практике»; 9) «Дневники за 1906-1907 гг.» (А. Кроули); 10) «Парижская работа» (А. Кроули); 11) «Баг-и-муаттар (А. Кроули); 12) «Абджад-ай-аль-Аин» (А. Кроули); 13) рецензии (II); 14) «Бессонный мир» (А. Кроули); 15) «Небесные женихи» (И. Крэддок); 16) «Духовный брак» (И. Крэддок); 17) «Женщина и будущее»; 18) рецензии (III); 19) «Провозглашение Телемы».
Составитель: Анна Блейз
© Thelema.RU
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!