Жан Брико. Гностический Катехизис
Гностический катехизис
для использования Верными
Гностической Католической Церкви
составленный
С.Г. + Иоанном Брико
Епископом-Примасом
Лион
Edition du Reveil Gnostique
8, Rue Bugeaud, 8
1907
Утренняя молитва
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
При пробуждении моем, Отче Небесный, осмелюсь петь Тебе хвалу и вновь и вновь воссылаю Тебе в нерушимой уверенности молитву, коией ранее обучил нас Божественный Мастер.
Отче наш, сущий во глубине Эонов, да исполнится вся Вселенная сознанием Логоса Твоего и Христа Твоего и да украсится ими; да приидет Царствие Духа Святого Твоего, да свершится воля Твоя на Земле, как на Небе. Духовное пропитание даруй нам на каждый день, силу и смелость сбирать хлеб для тела нашего. Прости нам неповиновение законам Твоим, как Собрание наше прощает его раскаявшимся грешникам. Укрепи нас в слабости нашей, дабы не поработили нас страсти наши, и избави нас от губительных миражей Архонта.
Ибо нет у нас иного Царя, кроме возлюбленного Сына Твоего, Христа, Спасителя нашего, Чье и царство, и победа, и слава во веки и веки. Аминь.
Господи, Божественный Пропатор, услышь молитву мою, склони слух Твой к мольбе моей; сим утром даруй мне силу слышать глас Милости Твоей, ибо в Твои руки отдаю себя, в Тебя верую, Тебя боготворю, Тебя хвалю и Тебе воздаю сие благодарение утреннее.
Благодарение Тебе за то, что охранил меня сей ночью от всякой опасности и всякого зла, меня ожидавших, от коих оборонил Ты меня Божественной защитой Твоей. Будь же и далее во весь сей день оплотом моим и опорой моей, силой моей и прибежищем, спасением моим и утешением. Аминь.
Символ веры Гностической Церкви
Верую во единого и единственного Бога, предвечного Пропатора и всемогущего Отца, промыслителя и стяжателя всех существ зримых и незримых, первого из Троесилия (тридинам) меж божественных Эонов,
И в Его Сына единственного, Божественный Логос, Прототип Человека, второго из Троесилия, Христа, Свет физический и духовный, от сокровища Света исходящий, Бога истинного, подобного Отцу и Ему единосущего, без Кого никакая вещь не стала быть,
Который воплотился на земле в лице Иисуса, Спасителя и Звезды Плеромы, снизошел к нам ради нас и принял душу и тело, подобные нашим, в груди блаженной Марии,
Который являл Себя в Иисусе от времени его крещения и до времени страстей его,
Который говорил с нами его устами и учил нас пресвятому Гнозису и святой жизни, дабы нас избавить от рабства у Демиурга и его земного Архонта и тем самым сделать нас способными возвратиться в духовную Плерому, на родину нашу, как Сам он возвратился в нее после своей смерти,
Который снова возвратится на землю во всей славе Своей, дабы судить живых и мертвых,
Чьему Царству не будет конца.
Верую во Святой Дух, третьего из Троесилия, происходящего от Отца так же, как от Сына,
Который дарует любовь с жизнью, который ставит нас на путь Истины и Святости, который соединяет всех существ, который восславлен и почитаем вместе с Отцом и Сыном.
Верую в единую истинную вселенскую католическую Церковь, чье основание на земле положено в начале рода людского, которая на Небе составляет святую Плерому и чей возраст таков же, как у Самого Бога, совершенное творение.
Исповедую два крещения и три иных таинства во искупление грехов.
Чаю, по завершении земной Плеромы, восстания мертвых, восхождения Плеромы и падения в конце времен духов, противящихся любому обращению, равно как и крушения гилического (физического) мира, творения Демиурга. Аминь.
Помолимся!
Отче мой, благодарение Тебе за все благо, доселе мне Тобою ниспосланное. Милостью Твоею дано мне ныне узреть свет дня сего. Уповаю ныне жить того ради, дабы служить Тебе, Тебе посвящая все мысли мои, слова, дела и горести. Благослови их, Боже, дабы не было меж ними тех, что не насланы любовью Твоей и не назначены во славу Твою.
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Вечерняя молитва
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Простерла ночь покровы свои над нами, и всё сущее призывает нас к размышлению. Возвышу мысли мои к Тебе, Божественный Пропатор, и вступлю в присутствие Твое, дабы испытанию подвергнуть жизнь мою в сей день.
Испытание совести
Скрывал ли я свои религиозные воззрения, когда должен был, напротив, открыто выражать их?
Употреблял ли я Имя Божье вместе со словами нетерпимости, гнева, лжи или безмыслия?
Всегда ли была тверда воля моя и проверена в свете разума?
Всегда ли сохранял я достоинство?
Всегда ли был я умерен в час блаженства и терпелив в час невзгод?
Гневался ли я?
Гордился ли я, впадал ли в суетность и самоуверенность?
Всегда ли обращался я с ближним моим как с братом, с любовью?
Действовал ли я по побуждению ненависти или мести?
Отвращался ли я от сплетен, клеветы и поспешных суждений?
Исправлял ли я зло, сотворенное ближним моим?
Всегда ли я говорил правду?
Всегда ли я держал данное слово?
Наконец, достойно ли я наполнил делами свой день?
Многочисленны прегрешение мои, Отче, признаю их пред Тобою, и пусть нет Тебе нужды в исповедании моем, ибо зришь Ты в глубине сердца моего, все равно исповедую их пред Тобой и признаю их пред небом и землей, ибо я тяжко согрешил словом, делом и недеянием; моя вина, моя вина, моя тяжкая вина.
Боже мой и Отче мой, согрешил я пред Тобою, и более недостоин я носить имя чада Твоего; сокруши твердыню сердца моего беспредельными силой и благодатью Твоими и источи из него слезы покаяния. Прости мне, Боже мой, все прегрешения, коие я сотворил или дал сотворить, прости мне все то благо, что я не сотворил, когда мог сотворить, или сотворил как недолжно, прости мне все грехи мои, ведомые и неведомые, ибо искренне каюсь я в них и обязуюсь стараться искупить. Аминь.
Помолимся!
Господи, Божественный Пропатор, Отче Света и охранитель всех на Тебя уповающих, ниспошли мне защиту святую Твою на сию ночь и охрани от всякого зла и всякой напасти. Да станет душа моя во время сна тела моего бдить о Тебе. Унизь все неправедные устремления мои, устрани мысли дурные и все опасные иллюзии сатанинские. Даруй могучую защиту твою родителям моим, друзьям моим и всем единую семью верных и всех людей рода людского составляющим.
Ко сну отходя, Отче, верую в Тебя и в двойную лучезарную Звезду Плеромы. Аминь.
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Введение
Урок 1 – Гнозис
– Что есть Гнозис?
– Гнозис есть высшая религиозная наука, истинное знание о трех мирах: Божественном, духовном и материальном, а также об их взаимоотношениях.
– Как еще именуется Гнозис?
– Он именуется эзотерическим христианским учением. Он носит название христианского, потому что ему обучил нас сам Христос, и эзотерическим, потому что Христос передал его лишь малому числу учеников из уст в уста.
– Не преподал ли Христос также и экзотерическое учение?
– Преподал, но его экзотерические, или общедоступные, наставления раскрывают лишь практическую сторону его учения, а именно нравственность, и лишь немного эзотерической стороны в форме притчей.
– Кто те, кого обучил Христос Гнозису?
– Он обучил Гнозису своих двенадцать Апостолов и некоторых других Учеников, составивших из своей общины первую Церковь.
– Не отражена ли часть Гнозиса в Писании?
– Да, отчасти Гнозис раскрыт в Писании Апостолом Святым Иоанном и несколькими другими Учениками.
– До пришествия Христа пребывали ли люди на земле без Гнозиса?
– Нет, с начала времен некоторые люди владели Гнозисом, но со временем он подвергался искажениям.
– Какова была истинная миссия Христа на земле?
– Очистить, исправить древний Гнозис, дабы он стал совершенен.
– Была ли записана часть древнего Гнозиса?
– Да, часть древнего Гнозиса была записана, в частности, в Ведах, в Авесте и некоторых иудейских книгах, например, Псалмах, Книге Даниила, Книге Премудрости, Книге Екклезиаста, Книге Еноха и в писаниях Каббалы.
– Бесполезно ли для нас знание, содержащееся в сих древних писаниях?
– Напротив, нам оно крайне полезно, ибо помогает прояснить многие места в учении Христа и в то же время помогает увидеть единство и истинность тайной доктрины с древнейших времен до пришествия Христа.
– Каковы первоосновы Гнозиса в наше время?
– Это древние и христианские традиции и знание.
– На сколько частей разделяется Гнозис?
– На две части.
– Что содержит первая часть?
– Она содержит описание просветительных таинств, иными словами, истины, содержащиеся в тайне от обычных людей и дарующие объяснение всех вещей в трех мирах. Эти истины просвещают и озаряют разум.
– Что содержит вторая часть?
– Она содержит описание очистительных таинств, иными словами, тайных обрядов избавления от грехов, очищения и освящения души, позволяющих ей вознестись в Плерому.
– Что содержит вторая часть?
– Она содержит описание очистительных таинств, иными словами, тайных обрядов избавления от грехов, очищения и освящения души, позволяющих ей вознестись в Плерому.
Часть 1
Просветительные таинства
Урок 2 – Божественный мир
– Кто есть Бог?
– Бог есть Сущий, один, единый, простой, беспредельный и абсолютный.
– Имеет ли Сущий начало и пребывает ли он в каком–то месте?
– Нет, Сущий не имеет начала, Он вечен и присутствует повсеместно. Он всеобъемлющ: всё сущее существует в Нем.
– Каково Его первое свойство?
– Превыше всего, Сущий всемогущ, Он есть потенциальное Бытие.
– Каково Его второе свойство?
– Во–вторых, Он есть Сущий деятельный, Он есть актуальное Бытие.
– Как происходит переход от потенциального Бытия к актуальному Бытию?
– Потенциальное Бытие становится актуальным Бытием посредством осознания себя.
– Каким словом мы назовем переход от потенциального Бытия к актуальному?
– Это слово «эманация». Мы говорим, что потенциальное Бытие эманирует актуальное Бытие, и актуальное Бытие, таким образом, есть эманация потенциального Бытия.
– Потенциальное Бытие и актуальное Бытие – это два разных бытия?
– Нет, они суть две ипостаси Бытия, составляющие вместе одно единое Существо, и это Бог.
– Может ли быть больше одного Бога?
– Нет, ибо Он един и беспределен, но в Нем пребывают три личности, поэтому говорят, что Бог есть Троица.
– Каждая из этих личностей есть Бог?
– Каждая из личностей есть определение Божественного Бытия, роль, Божественный индивид, и в то время, как каждая из них есть Бог, все они вместе суть лишь один Бог.
– Как называются три Божественных Лика?
– Отец, Сын и Святой Дух.
– Каковы свойства Отца?
– Свободная субъективная деятельность, сотворение существ и их стяжание.
– Каковы свойства Сына?
– Слово, разум и интеллект.
– Каковы свойства Святого Духа?
– Любовь, жизнь и единство.
– Кто есть Отец?
– Он есть актуальное Бытие, первенец потенциального Бытия, Первосущий, не Сущий, но Существо. Он есть Отец, меж тем как Сущий есть Первоотец (Пропатор).
– Кто есть Христос?
– Христос есть вселенская манифестация разума, вибрирующее движение, выражающее Логос и придающее действие всем существам.
– Кто есть Святой Дух?
– Сила, производящая некий вид течения, оставляющего Божественный центр Вселенной, дабы достигнуть границ физического мира и оттуда возвратиться в Божественный центр.
Урок 3 – Духовный мир
– Создал ли Отец всех существ в единый миг или Он продолжает их творить ежедневно?
– Отец сотворил многих существ сразу, но не всех возможных существ; впоследствии Он творил и творит новых существ ежедневно.
– Как мы называем сих существ, не связанных между собой?
– Все сии не связанные между собой существа именуются Эфиром.
– Пребывают ли все эти существа в одно время на одной стадии развития?
– Нет, они расположены по старшинству, и одни более развиты, чем другие, по своим воле, мысли и разумности.
– Как мы называем существ, достигших разных стадий развития?
– Духами, элементарными или сложными.
– Обладают ли духи своего рода телом?
– Да, у духов есть очень тонкое эфирное тело, также именуемое духовным, или пневматическим.
– Могут ли духи являться нам?
– Да, духи способны являться нам посредством материализации своего тонкого тела и даже достигать осязаемости.
– Есть ли та форма, в которой духи являются нам, всегда их истинная форма?
– Нет, обычно это позаимствованная форма, а их истинная форма неведома нам.
– Много ли духов?
– Они неисчислимы и составляют во Вселенной обширный сияющий мир, именуемый Небом, в центре которого пребывает Божественный мир.
– На сколько категорий подразделяются духи?
– На три главные категории: элементальная иерархия, человеческая иерархия и ангелическая иерархия.
– Как называются категории духов и населенные ими области?
– Они называются Эонами.
– Неужели ничего не происходило в столь обширном и столь древнем мире, состоящем из свободных духов?
– Напротив, поскольку духи свободны, они обладали возможностью творить зло, и наша традиция учит, что так и произошло.
– Что гласит традиция об истоке зла?
– Она учит, что некоторые из глав ангелической иерархии отказались повиноваться законам, управляющим Плеромой, стремясь вознестись в высшие категории, не соответствуя положенным требованиям, что привело к великому беспорядку в Плероме.
– К чему привело восстание ангелов?
– Это восстание привело к ужасной битве между духами, и легионы восставших духов были приведены в замешательство и низринуты из Плеромы во тьму внешнюю.
– Как звали главу восставших духов?
– Традиция именует его по–разному: Атамас (огонь), Офиоморф (змееподобный), Великий Змей, Великий Гордец, Люцифер, Люцибел и так далее.
– Кто обновил Плерому?
– Высший дух от чад Божьих, которого мы именуем Спасителем, или Звездой Плеромы.
– Полон ли духовный мир?
– Нет, со времен падения Катабола восставших духов духовный мир неполон, ибо в нем отсутствуют многие духи, извергнутые во тьму внешнюю.
Урок 4 – Гилический, или материальный, мир
– В какой области был создан гилический, или материальный, мир?
– Вокруг и в конце сияющей Плеромы, в форме огромных облаков, именуемых изначальной твердью.
– Из чего создана изначальная твердь?
– Она создана из раскаленных газов различной природы, воплощающих обширные печи.
– Из чего еще создана изначальная твердь?
– Из всех высших элементалей, из всех духов, изгнанных с Неба и исторгнутых во тьму внешнюю.
– Как называется всё это смешение падших духов?
– Мы называем его Хаосом.
– Кто создал и возглавляет Хаос?
– Атамас, Великий Змей, также именуемый, по причине того, что он создал его, Демиургом.
– Вмешался ли Христос в сие делание Демиурга?
– Да, ибо без Него ничто не может быть сделано.
– Как изначальная твердь стала миром, коий мы созерцаем?
– Каждый из главных духов собрал под свои знамена всех своих архонтов и все элементали, и это воинство, так составленное, отделилось от других посредством концентрации части газов тверди. Позднее в результате охлаждения образовались сферы, частично из жидкости и частично из газов, именуемые планетами, одной из которых стала земля.
– Кто руководил созданием земли?
– Архонт Сатана, или Князь сил воздуха.
– Сколько можно выделить эпох в формировании земли?
– Мы полагаем, что земля была создана за шесть эпох.
– Чем определяются сии эпохи?
– В эти шесть эпох земля постепенно стала такой, какой мы видим ее ныне, и ее последовательно заполняли вода, лишайники, мхи, леса, животные и млекопитающие всякого вида, и затем некоторые из них стали двуногими и двурукими, во всем напоминающими людей.
— Как мы называем этих двуруких и двуногих млекопитающих, во всем похожих на людей?
– Они называются Предшественниками человека, Животными людьми, они не были наделены разумом и речью, пусть и по своим физическим способностям стояли выше всех прочих животных земных.
– Что делают Сатана и ангелы?
– Они оказывают на нас мистическое воздействие, чрез коие мы погружаемся в материю, а они настраивают против нас элементали, стремящиеся чинить нам препятствия и всякими средствами вредить нам.
– Есть ли благие духи на земле?
– Да, есть благие духи на земле, смешавшиеся со злыми духами и элементалями, но когда пожелают, они способны возноситься обратно в Плерому и вновь спускаться сюда из нее.
– Есть ли духи, призванные особо заботиться о нас?
– Да, есть духи, выделенные нам для попечения и защиты, они называются Ангелами–Хранителями.
Урок 5 – Человек
– Кто есть человек?
– Человек есть дух, наделенный разумом и свободой, в соединении с душой и в животном теле.
– Что есть животное?
– Животное есть душа, по–латыни – Анима, в соединении с телом.
– В чем отличие человека от животного?
– В том, что человек наделен глубинным внутренним чувством второй силы, свободой, нравственным сознанием (совестью) и разумом, короче говоря, духом.
– Откуда происходит дух человека?
– Дух человека небесного происхождения; он принадлежит человеческой иерархии детей Божьих, и он прибыл на землю, дабы соединиться с душой и телом Человекообразного Предшественника (Антропоид Прекурсор).
– Зачем духи человеческой иерархии прибыли на землю и воплотились на ней?
– Дабы усовершенствовать душу предшественника и взять его с собой в Плерому.
– Каково было положение первочеловека на земле?
– Он обрел полное просвещение своей души Светом Логоса; он обладал знанием Бога и мира, и он был свободен от болезней, страдания и смерти.
– Каков был конец человека?
– Долгое время проведя на земле, первочеловек претерпел ряд изменений, постепенно освободивших дух его и душу его от уз тела, которое, в свою очередь, претерпело спиритуализацию и дематериализацию. Тогда дух человека покинул землю, чтобы возвратиться на небо, забрав с собой душу и спиритуализованное Тело Славы.
— Была ли тем достигнута цель, которую поставили перед собой духи, снизойдя на землю?
— Нет, ибо большинство снизошедших духов сами пали. Искушаемые обманчивыми земными миражами, они пошли на поводу у мимолетных позывов души, вместо того чтобы оставаться ее властелинами. С тех пор человек от духа стал человеком от плоти. Первочеловека постигло Падение.
— В чем состояло Падение человека?
— В утрате почти всех способностей, свойственных его первоначальному состоянию. Человек превратился почти в животное и передал свойства сего Падения потомству своему.
— Как передавались свойства Падения?
— По наследству.
— Как называется это наследство, получаемое всеми нами при рождении?
— Первородный грех.
— Делает ли первородный грех нас рабами земного архонта Сатаны?
— Да, вследствие сего первородного греха все люди рождаются рабами земного архонта и легионов его.
— Каким мукам подвергает нас земной архонт?
— Он заставляет нас страдать от земного притяжения, жара, холода, болезней, боли, смерти, перевоплощения и новых земных жизней.
Урок 6 — Христос Спаситель
— Кто есть Иисус?
— Иисус есть величайший из великих людей, явившийся на землю, дабы наставить людей на путь истины и благодати.
— Откуда родом Иисус?
— Из Назарета, городка в Галилее.
— Что делал Иисус из Назарета?
— Он учил чистому и истинному Гнозису, проповедовал людям правила чистой и верной жизни, ведущей на Небеса.
— Что отличало Иисуса от других великих людей?
— Он являл собой Логос, Христа, в наибольшей степени.
— В каком возрасте Иисус стал домом Христа на земле?
— Примерно в тридцать лет.
— Пребывал ли Христос в Иисусе вплоть до его смерти?
— Нет, по исполнении Иисусом его миссии как провозвестника Логоса исток духовного Света, в нем пребывавший, более не имел причин оставаться на земле, посему Христос исчез во время ареста Иисуса.
— Во время распятия Иисуса Христа более не было в нем?
— Не было. Поэтому и воскликнул он: «Эон, Эон, зачем ты оставил меня?».
— Какова была миссия Спасителя Христа на земле?
— Во-первых, избавить нас от рабства у архонта и реинтегрировать нас в наше первичное состояние; во-вторых, восстановить Царство Небесное на земле; в-третьих, возвратить нас в духовную Плерому, на родину нашу.
— Что Спаситель Христос сделал для осуществления этой миссии?
— Он явился на земле, жил нашей жизнью, учил нас тому, кто есть Бог и что есть наш мир, кто такие мы сами и кем надлежит нам быть. Он учил нас пути самостоятельного спасения и реинтеграции в наше первичное состояние. Наконец, он разыграл пред нами драму человеческой жизни, дабы служила она впредь неизменным нам примером для подражания.
— Что оставил нам Спаситель Христос, возвратившись на Небо?
— Он оставил нам Дух Святой, который снизошел на землю в то же время, что и Христос, но остался на земле и в нас и поныне.
— Какова миссия Святого Духа на земле?
— Он призван производить в людях перемену, возрождение, Обращение чрез покаяние и освящение, а потом соединять всех обращенных земли между собой и со всеми духами небесными во имя восстановления единства Плеромы.
— Как описывается это единство?
— Говорят, что все элементы Плеромы составляют одно единое тело, чья голова есть Спаситель, а органы — люди, и что есть благо для одного органа, то есть благо и для всех органов.
— Как называется это единство?
— Оно называется Общением Святых.
Урок 7 — Вознесение Плеромы и растворение гилического мира
— Что произойдет на земле в конце времен?
— Земные царства падут, и люди, все более исполняясь Христова духа, восстановят на земле Царство Божие.
— Будут ли люди в Царстве Божьем реинтегрированы в свое первичное состояние?
— Да, ибо как наука обретет способы все природные силы подчинить себе, так она и изыщет средства возвратить телу человека все первородные его силы и свойства.
— Восстановятся ли наши связи с миром незримым?
— Да, и мы будем способны общаться с ним несколькими способами.
— Какими будут связи людей с миром духов?
— Все чаще будет происходить материализация образов духов, и они будут оставаться на земле, так что среди живых станет встречаться все больше мертвых.
— Будут ли живые тогда умирать?
— Нет, поскольку к тому времени будет открыт способ превращать смерть в простую метаморфозу, как это было во времена первочеловека.
— Будет ли конец Царству Небесному?
— Нет, но приблизится время вознесения Плеромы.
— Что будет в это время?
— Пришествие Спасителя, который снизойдет на землю в своем пневматическом теле в сопровождении святых, уже возвратившихся в Плерому, и многочисленных воинств ангельских.
— Возвратятся ли в Плерому те, кто тогда возжелает покаяться?
— Нет, врата Света закроются навеки.
— Что станет с обратившимися, или Совершенными?
— Все Совершенные соберутся вокруг Спасителя и с ним вместе вознесутся и возвратятся в Плерому, откуда они вышли.
— Что станет с гилическим миром?
— Он растворится, ибо существование его было лишь случайным происшествием в беспредельном времени.
Часть 2
Очистительные таинства
Урок 8 — Религиозная жизнь
— Что есть религиозная жизнь?
— Это развитие духа, вследствие которого он соединяется с другими духовными существами, равными ему или пребывающими выше него, и с Богом.
— Может ли дух в одночасье зажить полной религиозной жизнью?
— Нет, но лишь постепенно.
— Каковы этапы его становления?
— Во-первых, избавление от иллюзий Хюле (материи); во-вторых, жизнь очищения; в-третьих, жизнь просвещения; в-четвертых, жизнь единения.
— Что значит избавление от иллюзий Хюле?
— Это принятие человеком решения отказаться от чувственной, гилической, материальной жизни, дабы впредь жить жизнью духа, а также усилия, предпринимаемые человеком для этого.
— Что такое очистительная жизнь?
— Это ведомая духом жизнь, при которой, оставив гилический мир, он воспринимает очистительные таинства.
— Что такое просветительная жизнь?
— Это ведомая духом жизнь, при которой, приняв очищение, он заставляет ярче воссиять свет внутри себя и тем самым становится достоин возвращения в область Света.
— Что такое объединительная жизнь?
— Это ведомая духом жизнь, при которой, обретя полноту и совершенство, он становится един с Богом.
— Что воплощают сии этапы религиозной жизни на земле?
— Они несовершенно воплощают религиозное развитие нашего духа в пространстве Вселенной и во времени.
— Продолжается ли жизнь очищения и после смерти?
— Да, ибо духи после очищения все равно оставляют землю, сохраняя в себе некую нечистоту, посему очистительная жизнь для них продолжается и за пределами земли. Это их состояние называется Чистилищем.
— Каковы свойства этого состояния?
— Там продолжается очищение от остатков чувственных страстей, которое может занять некое время, равно как и медленное очищение всей личности.
— Почему жизнь очищения превалирует на земле?
— Потому что населяющие ее люди согрешили и посему нуждаются в очистительных таинствах.
Урок 9 — Грех
— Что есть грех?
— Это неповиновение нравственному закону, иными словами, закону мира разумных духов.
— Что вводит человека во грех?
— Его душа, чьи желания неутолимы. Она молит дух утолить их и никогда не бывает довольна. Также обманчивые миражи, возникающие пред нашим взором, сотворяемые воздействием сил Сатаны на наши чувства для привлечения нашего внимания, иными словами, природа.
— Как назвать человека, чей дух всегда ведом алканием души и миражами природы?
— Это человек от плоти, или гилик.
— Как назвать человека, чей дух всегда властвует над импульсами, в него поступающими?
— Это человек от духа, или пневматик.
— Возможно ли всех людей разделить на эти две категории?
— Нет, многих следует поместить в промежуточную категорию.
— Как в таком случае их называть?
— Эти люди именуются психиками.
— Каково немедленное следствие греха?
— Беспорядок в духовном мире.
— Какова кара за грех?
— Исторжение из духовной Плеромы, или духовного мира, и утрата Святого Духа.
— Каковы последствия исторжения из Плеромы?
— Они состоят в новом телесном воплощении с утратой личности при сохранении боли и смерти.
— Как воздействует на душу грех?
— Во-первых, его приносят особые существа, именуемые Лярвами, которые пятнают душу, истощают ее силы и подавляют волю; затем туда стягиваются сонмы элементалей, которые также вредят душе и овладевают ею совершенно.
— Может ли привычка ко греху привести к распаду духовной личности?
— Да, привычка к постоянному творению греха может через несколько воплощений привести к полному разложению духовного существа. Это смерть навечно.
— Могут ли быть устранены последствия греха и облегчены связанные с ним страдания?
— Да, экзотерически этот процесс именуется Отпущением Грехов.
— Каковы непременные условия отпущения грехов?
— 1. Покаяние; 2. Производство путем поста, аскезы и медитации достаточной нервной силы, чтобы поставить ее на службу воле, направленной на устранение от греха во имя пресечения распространения болезнетворных последствий греха, уже свершенного; 3. Упражнение в развитии молитвенной силы, повышение действенности молитвы Иисусу, ангелам и святым; 4. Упражнение в развитии священнической силы, то есть действия при помощи посредника — священнослужителя — очистительных таинств, чрез коие очищаются душа и дух грешника.
— Как называется состояние очищения?
— Оно называется святостью.
Урок 10 — Молитва
— Что есть молитва?
— Молитва есть возвышение нашего духа к Богу и проекция наших чувств в грудь Отца.
— Какова цель молитвы?
— Воздать честь Богу, просить Его о духовных вещах, и для сего нам нужно просить Его о милости.
— Где надлежит молиться?
— В любом месте, но важнее всего — в церкви.
— Когда надлежит молиться?
— В нас всегда должен жить молитвенный дух, но в особенности надлежит нам молиться в начале и в конце дня, а также во всякое время, когда особенно остро ощущаем мы потребность в Божьей помощи.
— Каково действие молитвы?
— Она насаждает в духе мир и гармонию, а также соединяет людей между собой и с Богом.
— Оставил ли нам Христос Спаситель образец молитвы?
— Да, это так называемая Господня Молитва, Отче наш.
— Как она звучит?
— Отче наш, Сущий на небесах!
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле.
Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.
— Что значит слово «аминь»?
— Оно означает «да будет так» и используется паствой в знак согласия, одобрения того, что говорит или делает священник. «Когда епископ один в святилище, — пишет Блаженный Августин, — народ молится с ним вместе и подтверждает согласие со словами, которые он произносит, отвечая Аминь».
— Что говорил Христос Спаситель о любых молитвах?
— Он советовал молиться во имя его и поучал: «О чем ни попросите Отца во имя мое, даст вам».
Урок 11 — Таинства
— Что есть таинство?
— Это священный обряд, зримый образ незримого действия Святого Духа, призванного очистить наши душу и дух.
— Всегда ли действенно таинство?
— Да, таинство всегда действенно; оно влечет действие Святого Духа, которое собой воплощает, при условии, что восприемник этого таинства сам не чинит препятствий его должному воздействию.
— Грех ли — приобщаться таинства без должного приуготовления?
— Да, это великий грех, именуемый святотатством, оскорблением святыни.
— Зависит ли действенность таинств от заслуг служителя, их исполняющего?
— Нет, поскольку служитель есть лишь исполнитель, агент. Не его набожность придает таинствам действенность, напротив, таинство, исполненное грешником, обладает силой, если оно свершено в согласии с принятым обычаем и с той целью, которую обычно преследует в его исполнении Церковь.
— Сколько существует таинств?
— Пять.
— Какие это таинства?
— В порядке их значения: водное крещение, огненное и воздушное крещение (consolamentum – утешение), таинство великого имени, иначе именуемое таинством семи гласов и сорока девяти сил (порядок), невыразимое таинство (евхаристия) и таинство пневматических помазаний (последнее помазание).
— Признает ли Греко-Римская церковь другие таинства?
— Да, она также признает таинствами брак и покаяние.
— Является ли заключение брака таинством?
— Нет, но в Церкви всегда был обряд брачного благословения, который является просто религиозной церемонией.
— Является ли покаяние таинством?
— Нет, но это одно из субъективных условий приобщения к любому таинству; поскольку все таинства имеют своей целью отпущение грехов, не нужно и не полезно иметь в церкви особое и отдельное таинство отпущения грехов.
— Как подразделяются таинства?
— Они разделены на две группы: избавляющие от греха в свое время и избавляющие от греха во все времена.
— Какие таинства избавляют от греха в свое время?
— Это водное крещение, огненное и воздушное крещение, таинство великого имени, иначе именуемое таинством семи гласов и сорока девяти сил, их принимают лишь однажды.
— Какие таинства избавляют от греха в любое время?
— Это невыразимое таинство и таинство пневматических помазаний, их принимают столько раз, сколько угодно.
— Необходимы ли таинства для избавления человека?
— Не все таинства необходимы каждому из нас, но некоторые необходимы абсолютно. Это первые два — крещение водное и крещение огненное и воздушное.
Урок 12 — Два крещения
— В чем состоит суть таинства водного крещения?
— Это таинство, чрез коие делаются христианами и вновь становятся чадами Божьими.
— В каком возрасте надлежит принимать водное крещение?
— В возрасте старше десяти лет и лишь после первичного религиозного обучения.
— Каково действие водного крещения?
— Водное крещение омывает душу грешника от внешнего загрязнения; оно производит особую перемену в духе, чрез коию обретается средство стать другим человеком, обновленным, совершенным чадом Божьим, а также оно приуготовляет человека к обретению всей полноты Духа Святого.
— Что делает человек, принимая водное крещение?
— Он отрицается Сатаны, всех дел его, и всех сует его, и всех умыслов его; подтверждает свою веру в миссию Христа Спасителя и намерение изучать его учение и следовать ему в жизни; обязуется в случае угрозы жизни принять крещение огненное и воздушное.
— В чем состоит суть огненного и воздушного крещения?
— Это таинство, чрез коие делаются совершенными христианами и истинными чадами Божьими, иными словами, небесными людьми.
— Как иначе называется это таинство?
— Утешение (консоламентум).
— Необходимо ли таинство утешения человеку для абсолютного избавления от уз земного архонта?
— Да. Христос Спаситель провозгласил, что без крещения водного и воздушного никто не войдет в Плерому.
— В каком возрасте надлежит принимать утешение?
— В возрасте старше двадцати лет, за исключением случаев опасности для жизни, когда его можно принимать немедленно, до достижения этого срока.
— Каково действие огненного и воздушного крещения?
— Оно отпускает нам все грехи наши и придает нам силы более не грешить, по крайней мере, в течение некоторого времени; оно усиливает в нас перемены, произведенные водным крещением, делая их более явными и необратимыми; мы становимся храмами живыми Святого Духа, наделяющего нас всеми дарами своими; чрез его действие мы становимся Совершенными христианами, наконец, оно восстанавливает связь духа человека с ангелом, изначально приставленным надзирать за ним, от которого был человек отделен грехопадением.
Урок 13 — Таинство великого имени
— В чем суть таинства великого имени?
— Чрез это таинство Совершенный человек принимает священническую власть.
— Кто есть священник?
— Это член Церкви, избранный для свершения разнообразного религиозного служения, справления церемоний и исполнения таинств.
— Кто старший над всеми священниками?
— Спаситель, Иисус, кого Павел именует Предвечным Священником, верховный понтифик, соединяющий землю с Плеромой, так что никто не может войти, кроме как чрез него.
– Каково действие таинства семи гласов и сорока девяти сил?
– Оно очищает от всех грехов, человеком свершенных, и придает силы не грешить более в течение всей жизни; оно производит в субъекте перемену характера, которая необратима; оно наделяет священнической властью.
– Передается ли священническая власть от одного священника к другому?
– Нет, это заблуждение Греко–Римской церкви – воображать, что Иисус наделил священнической властью своих апостолов, чтобы они далее передавали ее епископам до скончания времен. Спаситель избирает себе священников и призывает их, вот и говорят, что они услышали зов, или ощутили свое призвание. Священническая власть, сила достойно исполнять свое служение всегда даруется Святым Духом.
– Кроме обычных приуготовлений, как перед всеми таинствами, надлежит ли еще особым образом приуготовляться для принятия священнического звания?
– Да, ибо священнику потребны разум, просвещенный обучением, непоколебимая воля и незапятнанное благоразумие.
– Каковы должны быть физические и нравственные качества священника?
– Священник должен быть человеком безупречной чистоты, трезвым, непорочным, самоотрекшимся, невозмутимым, неуязвимым для любых предрассудков и страхов, спокойным и бесстрастным невзирая на все испытания вследствие горестей и раздоров. Он должен быть ко всем ласков и вежлив, не дозволять себя чрезмерно вовлекать в людские взаимоотношения.
Урок 14 – Невыразимое таинство
– Что есть невыразимое таинство?
– Это таинство, соединяющее нас особым уникальным способом с Христом Спасителем и чрез него – со всей Плеромой.
– Как мы соединяемся с Христом Спасителем чрез сие таинство?
– Чрез поглощение его крови и пневматического тела под видом хлеба и вина.
– Как могут пневматическое тело и кровь Христа принимать вид хлеба и вина?
– Посредством явлений Изменения (трансэлементации) и Пресуществления (транссубстанциации)1, производимых Духом Святым.
– Действительно ли нисходит Дух Святой на алтарь для освящения?
– Да, по молитве собрания и священника он действительно нисходит на алтарь, и присутствие его иногда становится зримо определенным людям.
– Правда ли, что Христос Спаситель оставляет Плерому, дабы снизойти на алтарь?
– Нет, ибо он одновременно присутствует в Плероме и во всех частях хлеба и вина, по причине необъятности тела его.
– Правда ли, что Христос Спаситель пребывает в полноте своей в каждом присутствии своем в хлебе и вине?
– Да, Христос пребывает в полноте своей в каждом присутствии своем, потому что он живой в небесах и нераздельный. Раздельны лишь сами присутствия.
– Присутствует ли Христос Спаситель лишь субстанциально в хлебе и вине?
– Также там присутствуют его душа, дух и божественность. Весь Спаситель присутствует в хлебе и вине.
– Каково действие невыразимого таинства?
– Невыразимое таинство отпускает все грехи в любом месте и в любое время; оно удерживает должным образом принявших его от греха неограниченное время; оно тесно соединяет с Христом Спасителем и делает людей причастными к Царству, коиему не будет конца, наконец, оно тесно соединяет их со всей духовной Плеромой.
– Обязаны ли мы принимать невыразимое таинство?
– Да, потому что не принимать его – значит, презирать слова Христа Спасителя: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови его, не будете иметь в себе жизни».
– Следует ли часто принимать это таинство?
– Нет, в этом нет необходимости. Не нужно злоупотреблять святынями. Следует принимать причастие в дни, предписанные для справления Святого Таинства, присутствуя на церемонии.
– Что случается с принимающими таинство недолжным образом?
– По словам Святого Павла, они «едят и пьют осуждение себе».
Урок 15 – Таинство пневматических помазаний
– Что есть таинство пневматических помазаний?
– Это таинство, чья цель состоит в поддержании сил болящих и избавлении их от болезни, или, по крайней мере, смягчении их мук.
– Кому надлежит принимать сие таинство?
– Всем больным и нездоровым, но не тем, чьей жизни угрожает смертная опасность не от болезни.
– Почему так?
– Потому что таинство пневматических помазаний есть таинство для болящих, а не таинство для умирающих.
– Может ли один человек несколько раз приобщаться этого таинства в течение одной болезни?
– Да, несомненно.
– Каково действие таинства пневматических помазаний?
– Оно отпускает грехи и придает силу сопротивляться искушениям, исходящим от лярв и элементалей, пользующихся слабостью больного человека, чтобы нападать на него и искушать его, заставляя сдаться и пасть физически и нравственно, наконец, оно избавляет нас от зла.
– Избавляют ли нас пневматические помазания от необходимости обращаться ко врачам?
– Нет. Врач лечит, но излечивает Святой Дух, ибо он есть всеобщая первооснова жизни. Один и тот же Святой Дух действует чрез служение врачей и служение священников. Посему не следует презирать ни одно из этих служений.
– Приобщают ли умирающего после пневматических помазаний также и к невыразимому таинству в то же время?
– Да, после того, как больной получил пневматические помазания, когда он при смерти, ему также приносят небесный хлеб и питие бессмертия.
Урок 16 – Церковь
– Что есть церковь?
– Церковь есть собрание всех разумных духов, признающих своим главою Христа Спасителя.
– Как разделена церковь?
– На две части: небесную, или плероматическую, и земную.
– Значит ли это, что не вся церковь для нас зрима?
– Да, большая часть церкви незрима; для нас зрима лишь малая ее часть, пребывающая на земле.
– Как еще именуется церковь?
– Она также именуется Царством Божьим, Царством Небесным, Царством Света.
– Кто есть первосвященник Царства Света и Вселенской Церкви?
– Христос Спаситель и никто другой.
– Каковы свойства незримой церкви?
– Незримая церковь – единая, святая, католическая и нерушимая.
– Что мы имеем в виду, говоря, что церковь едина?
– Церковь едина потому, что она составляет одну организованную общину, возглавляемую одним руководителем, обладающую одной священной наукой, и все ее члены объединены меж собою одним милосердием и исповедуют одни нравственные законы.
– Что мы имеем в виду, говоря, что церковь свята?
– Церковь свята потому, что глава ее – Святая Святых, а члены ее – Святые.
– Что мы имеем в виду, говоря, что церковь католическая?
– Церковь католическая, или вселенская, потому, что она включает в себя всех существ духовного и материального миров, во все времена бывших, или вновь ставших, последователями Спасителя.
– Что мы имеем в виду, говоря, что церковь нерушима?
– Церковь нерушима потому, что она пребывала вечно и пребудет вечно.
– Что есть зримая церковь?
– Это земное собрание, или общество, признающее ныне и всегда Христа Спасителя главой Плеромы и своим главой.
– Одинаковы ли свойства церкви зримой и церкви незримой?
– Таковы они должны быть, однако, к сожалению, они не совершенно таковы. Члены зримой церкви согласны меж собою в определенных положениях учения, но не согласны в других, посему они разделены на несколько согласий, или ортодоксий: греческую, армянскую, коптскую, старокатолическую, римскую, англиканскую и другие, – из коих каждая утверждает, что права она, а прочие заблуждаются. Без сомнения, более всех других согласия зримой церкви исполнена подобной гордыни Римско–католическая церковь, и она же более других сливалась всегда с властью князей мира сего.
– Какова миссия Гностической Церкви?
– Она призвана проповедовать учение, принадлежащее высшей человеческой расе, не искаженное идеями семито–кушитских рас, более всего соответствующее вселенской традиции и наставлениям Христа Спасителя, наконец, трудиться, по мере сил своих, во имя объединения всех ортодоксий, соединения всех людей доброй воли, вне зримой церкви пребывающих, дабы тем заслужить имя истинно католической церкви.
***
Гностическая Католическая Церковь
Главная цель Гностической Католической Церкви состоит в возрождении изначального религиозного единства, распространении и установлении Христианской Религии в соответствии с вселенской религиозной Традицией, воистину Католической.
Она лишена враждебности по отношению к любым другим церквам. Она уважает обычаи и законы всех народов. Она велика и терпима, что позволяет ей принимать всех людей без различия национальности, языка или расы.
Вступительный взнос в церковь – 5 франков.
Ежегодный взнос – 6 франков. Он дает право на получение бесплатных выпусков «Гностического Откровения», печатного органа Гностической Католической Церкви, а также других ее публикаций.
Писать по адресу: Mr. BRICAUD, 8, rue Bugeaud, LYON.
Перевод Евгения Кузьмишина
1 См. Юрченко А.И. Догматическая записка по евхаристической проблематике, 1976 // Текстология [URL:] http://www.textology.ru/article.aspx?aId=126.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!