Игорь Тантлевский. Книга Авраама, называемая Книгой Созидания
Двадцать две буквы —
Он вырезал их, высек их,
взвесил их, (взаимо)заменял их, сложил их,
и образовал посредством них душу всего созданного
и душу всего, что должно быть создано в будущем[1].
Также всякую вещь —
«одно против другого сотворил Бог» (ср. Еккл. 7:14):
добро против зла —
добро из добра
и зло из зла.
Добро выявляет зло,
а зло выявляет добро;
доброе уготовано для добрых,
а злое сохранено для злых[2].
I
Предлагаемое вниманию читателя малое по объему произведение — Книга Авраама, обычно именуемая «Книгой Созидания» (Сефер Йецира), — бесспорно, является одним из наиболее влиятельным сочинений мистико-гностического толка в истории мировой мысли. Это написанное на иврите произведение претендует на выявление сущностных элементов космогенеза и антропогенеза, постижение глубинных основ мироздания, описание фундаментальных принципов функционирования вселенной и человека. На основании содержания заключительной, пятой[3], главы сочинения его авторство традиционно приписывается патриарху и пророку (Быт. 20:7) Аврааму — отсюда название книги: «Книга букв Авраама, отца нашего» или просто «Книга Авраама, отца нашего». В этой связи представляется в высшей степени любопытным, что согласно тексту гл. V, § 8b[4] (ср. гл. II, § 2), созвездию Дракона (Тели) оказывается находящимся в середине неба, как это и имело место во времена патриарха Авраама (приблизительно XVIII в. до н. э.[5])[6]. То, что анонимный автор книги не упоминает Тору (Пятикнижие) и Моисея, говорит о человеке вообще, — мужчине и женщине, — а не о евреях специально, возможно, также имплицитно свидетельствует о попытке приписать произведение «отцу многих народов» (Быт. 17:4—6), Аврааму, и кроме того, лишний раз подчеркивает универсальный характер этого уникального в истории еврейской литературы произведения[7]. Упоминание о Завете обрезания (гл. I, § 3; гл. V, § 10), вероятно, ассоциируется с Быт. 17:10—14, где говорится о том, что знамением Завета между Богом и Авраамом и его потомками будет именно обрезание крайней плоти.
Однако по языковому стилю произведение сближается с Мишной (и отчасти сочинениями еврейской мистики Меркавы[8]), так что, судя по лингвистическим особенностям, ее возникновение вряд ли могло иметь место до II в. н. э. Вообще, допускают, что «Книга Созидания» была создана между II и VIII/IX вв. н. э., вероятнее всего, в III—VI вв. палестинским евреем (но в ней, видимо, присутствуют и постталмудические интерполяции)[9]. Книга дошла до нас в краткой версии (от 1300 слов), ближе всего стоящей к первоначальному тексту произведения, пространной версии, а также в т. н. версии Саадии Гаона (882—942), легшей в основу его философского комментария на Сефер Йецира-«Книгу Созидания», написанного в 931 году[10]. Одна из редакций краткой версии была положена в основу первого печатного издания данного произведения (с комментариями), осуществленного в Мантуе в 1562 году (вариант пространной версии был помещен в приложении).
Сефер Йецира представляет собой своего рода комментарий на первую главу книги Бытия (евр. название Бере’шит, «В начале» — с этого слова начинается эта книга и вся Библия) и является центральным произведением еврейской эзотерической космогонической традиции — Ма’асё Бере’шит («Деяния [Описание] Творения»). «Книга Созидания» рассматривает процесс творения мироздания Господом «тридцатью двумя чудесными путями Мудрости», которые суть десять сефирот«чисел» без ничего и двадцать две буквы основания — двадцать две буквы еврейского алфавита (NB: т.н. палеоеврейский (финикийский) алфавит— по сути древнейший в мире[11]); эти сущности оказываются глубинными основаниями, принципами и первоэлементами мироздания. В конечном счете, в основе мира лежат простое число и буква.
Мироздание во всей своей духовной и материальной полноте предстает в «Книге созидания» как взаимосвязанное и взаимозависимое целое: виртуальные первопринципы и протосущности по Воле Бога актуализируются и постепенно трансформируются во взаимопереходящие духовные и материальные области и элементы бытия. Перед умственным взором читателя созидается Вселенная, в которой преодолены границы между априорными первопринципами, духовным и материальным. Этот переход от высшего к низшему (NB: одно из наименований книги — «Тайна Перехода»), это созидательное взаимопроникновение сущностей мироздания, в центре которого стоит человек-«нёфеги» (евр. «душа»), рассматриваемый как психосоматическое единство, человек, который смог постигнуть тайны, законы процесса сотворения мира (NB: одно из названий книги — «Законы Созидания») и уразуметь свое место в нем, — залог того, что он, человек, способен вернуться к своему Создателю.
II
О сефирот говорится в первой главе «Книги Созидания». Это — глубинные принципы мироздания, связанные с Началом (креационистский аспект) и Концом (эсхатологизм) мира олама (семантическое поле последнего понятия также включает временной аспект[12]), Добром и Злом (этический аспект), а также с шестью пространственными измерениями (высота, глубина, четыре стороны света).
«И Господин Единственный,
Бог, Царь верный
правит всеми ними
из Своей Святой Обители.
И вековечная вечность» (гл. I, § 7).
Сефирот представляют собой замкнутую, взаимосвязанную систему:
«Десять сефирот без ничего —
внедрен их конец в их начало,
<а их начало — в их конец>[13],
подобно тому, как пламя связано с (пылающим) углем
Ибо Господин — Единственен,
и нет второго по отношению к Нему.
И пред одним, что ты сочтешь?» (гл. I, § 6).
Первые четыре сефирот коррелируют с «Духом Бога Живого» (ср. Быт. 1:2), «Ветром (или Дыханием) из Духа», «Водой из Ветра» и «Огнем из Воды» (гл. I, §§ 10—13). Однако вряд ли их (как и шесть других сефирот, связанных с шестью пространственными измерениями) можно отождествлять с самими первоэлементами творения, ибо реальные элементы мироздания как пространственно-временной структуры, средоточием которой является человек (как микрокосм), — не только материальные[14], но и (многие) духовные[15] — появляются посредством взаимодействия 22 букв еврейского алфавита (см. ниже), в том числе, и «огонь», «вода», «ветер» (гл. III, §§ 2 и слл.). Сефирот-«числа» в «Книге Созидания» — это, вероятно, некие «принципы», на которых строится Вселенная и зиждутся ее первоэлементы. Определение «без ничего» (в некоторых рукописях пишется раздельно)[16], по всей видимости, подразумевает как их «нематериальность», так и «недуховность» — они трансцендентны сотворенному миру духов и вещей. Отметим в этой связи, что этот термин встречается в Библии один раз; он использован в книге Иова 26:7 в значении «ничто» — как отсутствие чего-либо до Творения мира и за пределами данного мироздания. Можно также говорить о взаимозависимости между сефирот и элементами творения[17].
В описании сефирот присутствуют элементы мистики Меркавы (Престольной колесницы), восходящей к первой главе книги пророка Иезекиила.
«Десять сефирот без ничего —
их (про)явление как видение молнии,
и их предел — бесконечен[18].
И Слово Его с ними,
подобно «бегу туда и обратно» (Иезекиил 1:14),
и по Его повелению, как буря, они устремляются,
и пред Его Престолом они падают ниц» (гл. I, § 8[19]).
Фразу «как видение молнии», очевидно, следует интерпретировать не в смысле мгновенности, эфемерности сефирот, или же, например, как указание на их яркость, но как троп, выражающий их вневременностъ (миг — прообраз вечности) или «ничтожность». В данном пассаже также аллегорически выражается приоритет Господа-Творца над сефирот — «принципами» устройства Вселенной.
Согласно гл. I, § 11, буквы творятся Богом посредством второй сефиры:
«Два: Ветер (или: «Дыхание». — И. Т.) из Духа.
Он (Бог. — И. Т.) вырезал и высек посредством него
двадцать две буквы основания:
три матери,
семь двойных
и двенадцать простых,
но один Дух[20] (исходит) из них[21]».
С другой стороны, согласно гл. I, § 14, комбинациями букв, составляющих Имя ГОСПОДА Бога YHWH, т. е. букв Йод, Хе, Вав, «запечатаны» шесть последних сефирот.
В главах II—V анализируются «двадцать две буквы основания», посредством комбинаций которых[22] были сотворены духовные и материальные сущности и существа наличного мироздания, в том числе человек.
«(а) Двадцать две буквы —
Он вырезал их, высек их,
взвесил их, (взаимо)заменял их, сложил их,
и образовал посредством них душу всего созданного
и душу всего, что должно быть создано в будущем.
(b) Каким образом?
Он взвешивал их, (взаимо)заменял их:
алеф со всеми ними и все с יалефом,
бет со всеми ними и все с бетом,
и (всех их) переставлял по кругу.
Из этого следует они <выходят> двумястами
<тридцатью> одними вратами[23],
из которых творится все» (гл. II, § 3).
Этические нормы в конечном счете также зиждутся на комбинациях букв:
«Двадцать две буквы основания,
установленные в (созвездии) Дракона,
на колесе с двумястами тридцатью одними вратами;
вращается (это) колесо вперед и назад.
И вот знак:
если к добру, (то) выше, чем наслаждение
(онег [‘айин-нун-гимел]. — И. Г.),
если ко злу, (то) хуже[24], чем болезнь
(нега’ [нун-гимел-‘айин]. — И. Г.)» (гл. II, § 2)[25].
В целом в «Книге Созидания» раскрывается тайное значение букв в трех сферах творения: человеческой, звездно-планетарной и сфере ритмического движения времени в продолжении года[26].
III
Исследователи усматривают возможное влияние на «Книгу Созидания» доктрин неопифагорейцев, неоплатоников (особенно Плотина и Прокла), «Проповедей» ПсевдоКлемента, сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита, греческих магических папирусов, гностического трактата «Пистис София» и т. д. Как замечает Г. Шолем, «сочетание позднеэллинистической, быть может, даже поздненеоплатонической мистики чисел с истинно еврейскими идеями о тайне букв и языка проявляется здесь со всей очевидностью»[27].
Важнейшее значение для текстологии и истории изучения и интерпретации Сефер Йецира-«Книги Созидания» имеют докаббалистические религиозно-философские комментарии на нее, созданные Саадией Гаоном в 931 г.[28]; Дунашем ибн-Тамимом из Кайруана (Тунис; ок. 890 — после 955/6) в 955/6 г.[29]; Шаббетаем Донноло из Ории (Южная Италия; 913—после 982) между 946 и 982 гг. (вероятно, ближе к последней дате[30])[31]; и Йехудой бен-Барзиллаем из Барселоны около середины XII века[32].[33] На «Книгу Созидания» было создано также множество каббалистических комментариев теософско-теургического и экстатического характера, связанных, прежде всего, с учением о сефирот (в том числе, комментарии Исаака Слепого, Нахманида, Авраама Абулафии, Иосифа Гикатиллы, Исаака Лурии и др.)[34]. Писались и комментарии магического характера. Проживавшие в южной Германии и северной Франции во второй половине XII—XIII вв. еврейские мистики Хасидё Ашкеназ рассматривали эту книгу как руководство по магии и связывали ее с традицией о сотворении голема — искусственного человека-слуги (созидаемого из смеси особо чистых земли и воды с помощью соответствующих комбинаций букв из «Книги Созидания», соотносящихся со всеми частями «тела»)[35]. В этой связи хотелось бы обратить внимание, что уже в самой «Книге Созидания»-Сефер Йецира, гл. V, § 10, вероятно, содержится намек на то, что сам Авраам, постигнув тайную силу чисел и букв, практиковал магические действа:
«Когда узрел Авраам, отец наш,
и глядел, и смотрел, и исследовал, и уразумел,
и вырезал, и высек, и сложил,
и образовал («создал». — И. Г.),
и (это) ему удалось…»
IV
В древнейших сохранившихся рукописях всех версий «Книги Созидания» для обозначения творческой активности Бога употребляются глаголы: «творить»; «образовывать», «формировать», «создавать», «созидать», «вырезать», «чертить», «гравировать», «высекать», «выбивать», «делать»; а также ряд глаголов, акцентирующих внимание на этапах процесса Творения: «складывать», «присоединять», «менять», «заменять», «взвешивать». Глагол «творить» используется в Библии исключительно в тех случаях, когда субъектом действия выступает Сам Господь Бог; при этом никогда не указывается материал, из которого что-либо Им творится, дабы не допускать аналогий с деятельностью человека. В частности, этот глагол употребляется для обозначения творческой активности Бога в первой главе Бытия. Впрочем, предполагают, что глагол «творить» не присутствовал в первоначальной версии «Книги Созидания» и появился в тексте этого произведения вследствие попыток представить творческий процесс как Creatio ex nihilo (Творение из ничего)[36]. Глагол йацар является техническим термином для обозначения деятельности горшечника, «придающего форму» глине. Но он употребляется также и для обозначения творческой активности Бога. Например, этот глагол используется в Быт. 2:7—8 и 19 при описании создания человека и животных «из земли». Прочие упомянутые выше глаголы также употребляются для обозначения отдельных аспектов деятельности художника или ремесленника. Можно было бы ожидать, что книга, описывающая Творение Богом мироздания посредством десяти сефирот-«чисел» без ничего и двадцати двух букв основания (т. е. нематериальных сущностей — творческих «орудий») и являющаяся по сути комментарием на первую главу Бытия, будет озаглавлена Сефер Бериа’, т. е. Книга Творения (отглагольное существительное от «творить»), а не Сефер Йецира, т. е. Книга Созидания (отглагольное существительное от «формировать», «созидать»). Отчего книга все же получает в конечном счете последнее название? Или, если глагол «творить», как полагают, изначально не присутствовал в «Книге Созидания», то почему? Что это, попытка отхода от концепции Creatio ex nihilo? Думается, в свете сказанного выше можно допустить, что традиционное заглавие данного произведения — Сефер Йецира, «Книга Созидания» (равно как и возможное отсутствие глагола «творить» в его первоначальной версии) имплицитно подразумевает, что это не только книга, говорящая о Творении Господом Богом мироздания, но и руководство, позволяющее по его адекватному постижению создавать магическим путем новые сущности из уже сотворенного материала[37].
V
В основу предлагаемого вниманию читателей перевода положен текст древнейшей дошедшей до нас рукописи краткой версии «Книги Созидания»: Parma 2784.14 (Bibliotheca Palatina), De Rossi 1390, fols. 36b38־b. Итальянский полукурсив. 1286 год[38]. (1883 слова)[39]. По ней же воспроизводится еврейский текст произведения. Расположение еврейского текста (и русского перевода) внутри параграфов организовано в соответствии с его интерпретацией переводчиком. Пунктуация в тексте оригинала фиксируется только в тех случаях, когда присутствует соответствующий знак в пармском манускрипте.
В переводе мы также учитываем все основные варианты, представленные в пространной версии и версии Саадии (прежде всего, по древнейшим манускриптам), подчас дающие лучшие (а в ряде случаев, возможно, первоначальные) чтения. Древнейшей сохранившейся рукописью, содержащей пространную версию, является манускрипт: Bibliotheca Apostolica Vaticana (Cat. Assemani) 299(8), fols. 66a—71b. X век[40]. (2737 слов). Квадратное письмо, схожее с письмом свитка из Каирской генизы, содержащего версию «Книги Созидания» Саадии Гаона. Последний манускрипт (Cambridge University Library, Taylor-Schechter K21/56 + Glass 32/5 + Glass 12/813. Восточный квадратный шрифт. Х век. 2066 слов) является самой ранней рукописью, представляющей версию Саадии.
Имя Бога YHWH — Тетраграмматон — передается в нашем тексте как Господь (заглавными буквами).
Глава I
1. Тридцатью двумя чудесными (или: «таинственными») путями Мудрости (Хохма)[41]начертал ЙА (YH)[42] Господь (YHWH) воинств, Бог Израиля, Бог вечной жизни и Царь вечности, Бог Всемогущий, Милосердный и Прощающий, Гордый и Возвышенный, Пребывающий вечно, — возвышенно и свято Имя Его, — и Он сотворил Свое мироздание тремя (или: «с тремя») сефарим (исчислениями): [через] сефер (писание, письмо, книга), и сефор (счет, мера), и сиппур[43] (речь, повествование)[44].
2. Десять сефирот без ничего и двадцать две буквы основания (йесод)[45]; три матери, и семь двойных, и двенадцать простых.
3. Десять сефирот без ничего — по числу десяти пальцев, пять против (или: «соответственно») пяти, — но Завет Единственного Бога[46] между ними как слово языка и как обрезание[47]полового органа (ср. VI, 7.).
4. Десять сефирот без ничего — десять, а не девять, десять, а не одиннадцать; уразумей мудростью (хохма) и умудрись разумом (бина)[48]; испытывай их, исследуй их, и установи вещь («слово», «дело») на [адекватное] ей место, и помести Создателя на Его Место.
5. Десять сефирот без ничего — у них десять мер («свойств», «качеств»; «основ») бесконечных: глубина начала и глубина конца, глубина добра и глубина зла, глубина вышины и глубина глубины («низа»), глубина востока и глубина запада, глубина севера и глубина юга. Господь Единственный, Бог, Царь верный правит всеми из Своей Святой Обители. И вековечная вечность.
6. Десять сефирот без ничего — их [про]явление как видение молнии, и их предел («цель», «назначение») бесконечен. Слово (или: «дело») Его с ними (или: «в них») в «беге туда и обратно» (ср. Иезекиил 1:14), и по Его повелению, как буря, они устремятся, и перед Его Троном они падают ниц.
7. Десять сефирот без ничего — их конец внедрен (букв. «вонзен», «воткнут») в их начало, а их начало — в их конец, подобно тому, как пламя связано с углем; ибо Господь один (букв. «Единственный») и нет второго[49]. И прежде единицы — какую можешь назвать цифру?
8. Десять сефирот без ничего — закрой уста свои и не говори, и (закрой) сердце свое и не размышляй[50]; и если сердце твое побежало — возвратись на место, ибо для этого сказано: «и животные бегают туда и обратно» (Иезекиил 1:14) — и на этом основании заключен Завет.
9. Десять сефирот без ничего: первая (сефира) — Дух Бога Живого — Благословенно и Благословляемо Имя Его, Вечно живого! Голос, дуновение («ветер», «дух») и слово — и это есть Дух Святой.
10. Вторая: дуновение («ветер») от Духа. Бог (в оригинале: Он) начертал и высек им (sc. Духом) двадцать две буквы основания: три матери, семь двойных и двенадцать простых, но один дух (исходит) от них (или: «один Дух в них»).
11. Третья: вода от Духа. Он организовал (или «дал законы») и придал форму («изваял») (или: «начертал и высек»; сравни гл. 1, 10) посредством них (т. е. букв) хаосу[51], грязи и глине, организовал их наподобие гряды, поставил их наподобие стены, покрыл их наподобие перекрытия.
12. Четвертая: огонь от воды. Он образовал «организовал»; букв. «начертал» или «дал законы») и придал форму («изваял»; буквально — «высек») посредством них Трону Славы, серафимам, офаннимам, святым животным и служебным ангелам[52]. А из трех из них (т.е. букв) Он основал Свою Обитель, как сказано: «Делает ангелов (или: «посланников») Своих духами, служителей Своих огнем пылающим» (Псалом 104[103]:4)[53].
13. Пятая: три буквы из простых. Он запечатал вышину («верх»), избрал три и установил («зафиксировал») их Своим Великим Именем (или: «в Своем Великом Имени»): YHW (Йод-Хей-Вав)[54]. И запечатал ими шесть пределов. И оборотился кверху, и запечатал его Именем YHW (Йод-Хей-Вав). Шестая: запечатал глубину («низ»); и оборотился к низу, и запечатал его Именем YWH (Йод-Вав-Хей). Седьмая: запечатал восток, и оборотился к его лику, и запечатал его Именем HYW (Хей-Иод-Вав). Восьмая: запечатал запад, и оборотился ему вослед, и запечатал его Именем HWY (Хей-Вав-Йод). Девятая: запечатал юг, и оборотился направо, и запечатал его Именем WYH (Вав-Йод-Хей). Десятая: запечатал север, и оборотился налево, и запечатал его Именем WHY (Вав-Хей-Иод)[55].
14. Вот десять сефирот без ничего: первая — Дух Бога Живого, и (далее) ветер от Духа, и вода от Духа, и огонь ОТ воды, и высь вверху, и низ, восток и запад, и север, и юг.
Глава II
1. Двадцать две буквы[56] основания: три матери, семь двойных и двенадцать простых. Три матери: ‘алеф, мем, шин. Их основа — чаша права и чаша вины (или: «долга»), и язык закона, устанавливающий равновесие (букв. «(пребывающий) коленопреклоненным»; «решающий») между (ними) (букв. «посередине»).
2. Двадцать две буквы — Он начертал их, высек их, взвесил их, и сделал их сочетания и перестановки (букв. «и менял их»), испытал (или: «сложил», «скомбинировал») их, и создал посредством них душу («личность»; «жизнь») всего: всего созданного и душу всего, что должно быть создано в будущем[57].
3. Двадцать две буквы основания, начертанные Голосом, высеченные Духом, установленные Устами в пяти местах: (буквы) ‘алеф, хейт, хей, ‘айн; [т. е. 4 gutturales]; бейт, вав, мем, фе; [т. е. 4 labiales]; гимел, йод, каф, коф; [т. е. 4 palatales]; далет, тейт, ламед, нун, тав; [т. е. 5 linguales]; зайн, самех, шин, реш[58], цади; [т. е. 5 dentales][59].[60]
4. Двадцать две буквы основания, установленные на (вращающейся) сфере («колесе») 231-ми вратами (или: «мерами»), и вращается эта сфера вперед и назад. И это есть знак для слова (речи). Нет в добре («хорошем») [ничего] выше, чем ‘онег (айн-нун-гимел); «удовольствие», «наслаждение»), и нет во зле («плохом») (ничего) ниже, чем нега’ (нун-гимел- ‘айн); «болезнь», «рана» и т.п.).
5. [Вот] как Он взвесил их (т. е. буквы.), и сделал их сочетания и перестановки, (‘алеф) со всеми ними и все с (‘алеф), (бейт) со всеми ними и все с (бейт), и так далее[61]. [Таким образом], оказывается, что все созданное и все сказанное происходит посредством одного Имени.
6. Он создал из хаоса (конкретную) реальность, и сделал Свое отсутствие («Свое ничто») Своим Присутствием[62] и вытесал («высек») большие столбы[63] из воздуха[64] необъятного, и вот знак: Он наблюдает и перемещает (букв. «меняет»), делает все созидаемое и все слова (или: вещи) (посредством) одного Имени, и знак для этого слова (или: «для этого дела»; или: «этому»): двадцать два (элемента) в одном теле[65].
Глава III
1. Три матери — (‘алеф, мем, шин). Их основа — чаша вины и чаша права, и язык закона, устанавливающий равновесие («перевешивающий, определяющий, куда склонится чаша весов»; тж. «выносящий решение в споре». — И. Т) между (ними).
2. Три матери — (‘алеф, мем, шин) — [есть] великая тайна, чудная, и сокровенная, и запечатанная шестью печатями («перстнями-печатками»), и из них происходят огонь (‘эш(‘алеф-шин)) и вода (маим (мем-йод-мем)), разделяющиеся [на] мужское и женское (или: «(в) мужском и женском»). Три матери (‘алеф, мем, шин) — их основание, и от них родились отцы, через которых было сотворено все.
3. Три матери — (‘алеф, мем, шин) — в мироздании: воздух (‘авир (‘алеф-вав-йод-рейш)), вода, огонь. Небеса сотворены первоначально (или: «(в) начале». — И. Т) из огня, аземля сотворена из воды, а воздух устанавливает равновесие («решает спор») между огнем и между водой.
4. Три матери — (‘алеф, мем, шин) — в году: огонь, и вода, и дух. Жаркое сотворено из огня, холодное — из воды, а насыщенность («сытость», «изобилие») — из духа, [пребывающего] коленопреклоненным между [ними]. Три матери — (‘алеф, мем, шин) — в человеке (или: «душе», (нун-фе-шин)): огонь, и вода, и дух. Голова (реш-‘алеф-шин) сотворена из огня, и чрево (бейт-тейт-нун) сотворено из воды, и тело сотворено из духа, уравновешивающего их.
5. Три матери — (‘алеф, мем, шин): Он начертал их, и высек их, и испытал (или: «складывал», «комбинировал») их (ср. гл. II,2), и запечатал ими три матери в мироздании («в мире»; «в (сотворенном) потоке времени») и три матери в году, и три матери в лице (или: «душе») мужского пола и женского пола.
6. Он воцарил букву (‘алеф) над ветром (тж. «в ветре», «в духе»; или: Духом), и повязал ей венец (кетер[66]),[67] и сделал сочетания («соединил») их (т. е. букв), одну с другой, и запечатал ими воздух в мироздании, и изобилие в году, и тело в лице (душе) мужского пола ‘алефом, мемом, шином, а женского — ‘алефом, шином, мемом.
7. Он воцарил букву (мем) над водой (или: «в воде»), и повязал ей венец, и сделал сочетания их (т. е. букв),.одну с другой, И запечатал ими землю в мироздании, и холодное в году, и чрево у лица мужского пола и женского пола; [лицо] мужского пола — мемом, ‘алефом, шинном, а женского — мемом, шином, ‘алефом.
8. Он воцарил букву (шин) в огне, и повязал ей венец, и сделал сочетания их (т. е. букв), одну с другой, и запечатал ими небеса в мироздании, и жаркое в году, и голову в личности («душе») мужского пола и женского пола.
Глава IV
1. Семь двойных: (бейт, гимел, далет, каф, пе, реш, тав), (выступающие в двух произношениях). Их основание: жизнь, и мир, и мудрость, и богатство, прелесть (милость), и семя, и владычество. И выступают в двух произношениях: бейт-вейт, гимел-гимел, далет-далет, каф-хаф, пе-фе, рейш-р’ейш[68], тав-тав, [имеют] символ («форму», «построение») мягкости («слабости») и твердости («тяжести»), символ силы и слабости[69]. Двойные, ибо они [взаимо]заменяемы: вместо жизни — смерть, вместо благополучия («мира») — зло, вместо мудрости — глупость, вместо богатства — бедность, вместо прелести («привлекательности», «милости») — уродливость («безобразие»), вместо семени — опустошенность, вместо владычества — рабство.
2. Семь двойных: (бейт, гимел, далет, каф, пе, реш, тав) — семь, а не шесть, семь, а не восемь. Испытывай их, и исследуй их (и начертай их, и думай [о них]), и установи слово («вещь») как следует, и помести Создателя на Его Место.
3. Семь двойных: (бейт, гимел, далет, каф, пе, реш, тав) — соответственно 7 пределам («краям»); из них 6 пределов: верх и низ, восток и запад, север и юг, а Святой Дворец (т. е. Небесный Храм) управляет ими (букв. «направляет их») в середине, и он подъемлет их всех.
4. Семь двойных: (бейт, гимел, далет, каф, пе, реш, тав): Он начертал их, и высек их, и сделал их сочетания и перестановки, и создал посредством них звезды в мироздании, и дни в году, и врата в человеке, и ими («из них») Он начертал (букв. «выгравировал», «вырезал»; «дал законы») семь твердей, и семь земель, и семь суббот. Вот почему Он возлюбил септенер под всеми небесами.
5. [Вот] как Он воцарил букву (бейт) в жизни, и повязал ей венец, и создал посредством нее Сатурн (Шаббета ‘й) в мироздании, и первый день (воскресенье) в году, и правый глаз у человека.
6. Он воцарил букву (гимел), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Юпитер (Цедек) в мироздании, день второй (понедельник) в году и левый глаз у человека.
7. Он воцарил букву (далет), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Марс (Ма ‘ддим) в мироздании и день 3-й (вторник) в году, и правое ухо у человека.
8. Он воцарил букву (каф), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Солнце (Хаммa) в мироздании и день 4-й (среду) в году, и левое ухо у человека.
9. Он воцарил букву (пе), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Венеру (Ногах) в мироздании и день 5-й (четверг) в году, и правую ноздрю у человека.
10. Он воцарил букву (реш), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Меркурий (Кохав) в мироздании, и день шестой (пятницу) в году, И левую ноздрю у человека.
11. Он воцарил букву (тав), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Луну (Левана) в мироздании, и день Субботний (Шаббат) в году, и рот у человека.
12. Семь двойных — [вот] как Он сложил (т. е. скомбинировал. — И. Т) их: два камня строят два дома; три [камня] строят шесть домов; четыре (камня) строят двадцать четыре дома; пять [камней] строят сто двадцать домов; шесть (камней) строят семьсот двадцать домов; семь [камней] строят пять тысяч сорок домов; а после сего выходи и считай то, что уста не могут вымолвить, а ухо не может услышать. И вот семь звезд в мироздании: Солнце, Венера, Меркурий, Луна, Сатурн, Юпитер, Марс. И вот семь дней в году, семь дней Бере ‘шит (книга Бытия; т. е. 7 дней Творения) и семь врат в [живом] человеке: два глаза, два уха, и две ноздри, и рот. И посредством них были начертаны («выгравированы», «вырезаны») семь твердей, и семь земель, и семь времен («часов»). Вот почему Он возлюбил септенер (или: «седьмое») во всяком деле («вещь»; «удовольствие» «желание») под небесами.
Глава V
1. Двенадцать простых: (хе-вав, зайн-хейт, тейт-йод, ламед-нун, самех- ‘айн, цади-коф). Их основание: зрение, слух, обоняние, речь, питание, совокупление (букв. «употребление»), действие, перемещение (букв. «хождение»), гнев, смех, размышление, сон. Их мера — двенадцать границ по диагонали: граница северо-восточная, граница юго-восточная, граница восток-верх, граница восток-низ, граница север-верх, граница север-низ, граница юго-западная, граница северо-западная, граница запад-верх, граница запад-низ, граница юг-верх, граница юг-низ. И (они) расширяются и расширяются во веки вечные[70], и они — руки (от кисти до плеча; тж. «сила», «мощь») Вселенной[71].
2. Двенадцать простых: (хе-вав, зайн-хейт, тейт-йод, ламед-нун, самех- ‘айн, цади-коф). Он начертал их, высек их, взвесил их, сделал их сочетания и перестановки, и создал посредством них двенадцать созвездий («знаков зодиака») в мироздании, обозначения (которых представлены их начальными буквами): (тейт-шин-тав), (мем- ‘алеф-бейт), (мем- ‘айн-коф), (гимел-далет-далет). Вот двенадцать месяцев в году: нисан (март-апрель) ‘иййар (апрель-май), сиван (май-июнь), таммуз (июнь-июль), ‘ав (июль-август), ‘эллул (август-сентябрь), тишрей (сентябрь-октябрь), мархешван (октябрь-ноябрь), кислев(ноябрь-декабрь), тевет (декабрь-январь), шеват (январь-февраль), ‘адар (февраль-март). И вот двенадцать вождей в человеке: две руки и две ноги, две почки, селезенка, печень, жёлчь, желудок — хем-сес, желудок — кейва, желудок — куркеван. [Два злословящих и два веселых, два советника и два внимающих совету, два хищника и два охотника.] Он соделал их наподобие государства (области) [вариант: раздора] и расположил их как [на] войне: «одно против другого создал Бог» (Екклесиаст 7:14).
(Вот) как Он сложил (т. е. скомбинировал) их: Он воцарил букву (хей), и повязал ей венец, и создал посредством нее Овна (Тале) в мироздании, и нисан в году, правую руку у человека мужского и женского пола. Он воцарил букву (вав), и повязал ей венец, и создал посредством нее Тельца (Шор) в мироздании, и ‘иййар в году, и левую руку у человека. Он воцарил букву (зайн), и повязал ей венец, и создал посредством нее Близнецов (Те’омим) в мироздании, и сиВан в году, и правую ногу у человека. Он воцарил букву (хейт), и повязал ей венец, и создал посредством нее Рака (Сартан) в мироздании, и таммуз в году, и левую ногу в человеке. Он воцарил букву (тейт), и повязал ей венец, и создал посредством нее Льва (Apйe) в мироздании, и ‘ав в году, и правую почку у человека. Он воцарил букву (йод), и повязал ей венец, и создал посредством нее Деву (Бетула) в мироздании, и ‘эллул в году, и левую почку у человека. Он воцарил букву (ламед), и повязал ей венец, и создал посредством нее Весы (Мо’знаим) в мироздании, и тишрей в году, и печень у человека. Он воцарил букву (нун), И повязал ей венец, и создал посредством нее Скорпиона (‘Акрав) в мироздании, и мархешван в году, и селезенку у человека. Он воцарил букву (самех), и повязал ей венец, и создал посредством нее Стрельца (Кашшат) в мироздании, и кислев в году, и жёлчь у человека. Он воцарил букву (‘аин), и повязал ей венец, и создал посредством нее Козерога (Геди) в мироздании, и тевет в году, и желудок-хемсес у человека. Он воцарил букву (цади), и повязал ей венец, и создал посредством нее Водолея (Дели) в мироздании, и шеват в году, и желудок-кейва у человека. Он воцарил букву (коф), и повязал ей венец, и создал посредством нее Рыб (Дагим) в мироздании, и ‘адар в году, и желудок-куркеван[72] у человека.
3-4. Три матери, (от) которых (произошли) три отца, от которых произошли огонь, и дух, и вода; три матери, и семь двойных, и двенадцать простых. Вот двенадцать букв, посредством которых основал Святой, будь Он Благословен, ЙА (YH), Господь (YHWH) воинств, Бог жизни, Бог Израиля, Высокий и Возвышенный, Вечноживой; и свято Имя Его возвышенное, Свят Он.
Глава VI
1. Три отца и их потомки (или: «поколения»; «родословия»), и семь звезд и их воинства, и двенадцать диагональных («диаметральных») границ, и свидетельство («доказательство») этому слову (или: «делу») — свидетели верные: мир, год, душа («человек»). Вырезал двенадцать, и семь, и три[73]; поставил их над Драконом (Тели), над сферой (буквально — «колесе», «круге»), над сердцем. Три: огонь, и вода, и дух. Огонь-кверху, вода — книзу, а дух — закон, выносящий решение (в споре) между (ними). И знак этому: огонь носит воду. (мем) — немая (шин) — шипящая, (‘алеф) — закон, уравновешивающий их.
2. Дракон в мироздании как царь на своем троне (неподвижен, поскольку располагается в центре неба). Сфера в году как царь в государстве (обходит все кругом). Сердце в человеке как царь на войне. И всякая вещь — «одно против другого создал Бог» (Екклесиаст 7: 14): добро против зла, добро из добра и зло из зла, добро испытывает зло, а зло испытывает добро; доброе уготовано для добрых, а злое уготовано для злых.
3. Трое: каждое стоит отдельно. 7 разделяют три против трех, и закон уравновешивает их. Двенадцать стоят на войне: трое любят, трое ненавидят, трое оживляют, трое умерщвляют. Трое любят: сердце, и уши, и рот. Трое ненавидят: печень, и жёлчь, и язык. А Бог, Царь истинный, властвует над всеми ними: Один над тремя, три над семью, семь над двенадцатью, и все они связаны друг с другом.
4. Когда узрел Авраам, отец наш, да почиет он в мире, и глядел, и смотрел, и исследовал, и уразумел, и начертал, и высек, и сложил (т. е. скомбинировал), и сформировал, и (это) ему удалось, — тогда открылся ему Господь всего, да будет Благословенно Имя Его, и посадил его на Лоно Свое, и поцеловал его в голову, и назвал его «Мой друг», и заключил с ним Завет, и с потомством его, и «он уверовал в Господа, и Он вменил это ему в праведность» (Бытие 15:6). И Он заключил с ним Завет между десятью пальцами ног его — и это Завет обрезания, и десятью пальцами рук его — и это Завет языка. И связал двадцать две буквы на языке его, и открыл ему их основание: протянул их через воду, обжег их огнем, потряс их Духом, прожег (или: «сжег») их семью, управлял ими двенадцатью знаками зодиака («созвездиями»).
© Thelema.RU
[1] Сефер Йецира, гл. II, § 3 (пармская рукопись краткой версии книги; см. ниже, V).
[2] Там же, гл V, § 9.
[3] Деление книги на пять глав, которого мы придерживаемся в предлагаемом вниманию читателя переводе, зафиксировано во всех ранних рукописях краткой версии «Книги Созидания». Предполагают, что самым ранним было разделение книги на четыре главы, что зафиксировано, в частности, в древнейшей дошедшей до нас рукописи пространной версии, хранящейся в Ватиканской библиотеке (см. ниже, V). В ряде манускриптов краткой версии (со второй половины XIV века) и первых печатных изданиях «Книги Созидания» мы уже встречаемся с делением этого произведения на шесть глав. (См., например: А. P. Наутап. Sefer Yesira. Translation and Text-Critical Commentary. Tubingen, 2004. P. 21,24.)
[4] Нумерация параграфов здесь и далее приводится по нашему переводу пармской рукописи, содержащей краткую версию «Книги Созидания». (В различных изданиях и переводах тех или иных редакций краткой версии данного произведения нумерация параграфов может разниться.)
[5] См., например: И. Р. Тантлевский. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 2005. С. 33—37.
[6] Ныне, в результате девиации земной оси, в центре неба находится Малая Медведица. Ср. далее, например: A.Kaplan. Sefer Yetzirah: The Book of Creation. York Beach, 1997. P. 231-239.
[7] Ср.: I. Gruenwald. Some Critical Notes on the First Part of Sefer Yezira / / Revue des Etudes Juives 132 (1973). P. 477.
[8] Мистика Меркавы (евр.), т.е. Божественной «Колесницы»- Престола, — иудаистское визионерское течение, восходящее, в конечном счете, к первой главе книги пророка Иезекиила. Большинство трактатов этого направления относятся к литературеХехалот (евр.), т. е. небесных «Дворцов» («Палат»), через которые проходит визионер, и в седьмом и последним из которых возвышается Престол Божьей Славы. (См., например: PSchafer. Synopse zur Hekhalot-Literatur. Tubingen, 1981; Idem. Hekhalot-Studien. Tubingen, 1988. Об апокалиптических тенденциях в мистицизме Меркавы см., например: I. Gruenwald. Apocalyptic and Merkabah Mysticism. Leiden, 1980.)
[9] См , например: Г. Шолем Основные течения в еврейской мистикс Μ -Иерусалим, 2004-5765 С 112; idem Kabbalah Jerusalem, 1974 Ρ 28, Kaplan Sefer Yetzirah P. XXII f, К. Бурмистров, Μ. Эндепъ. «Сефер Йецирa» в еврейской и христианской традициях// Judaica Rossica 2 (2002) С. 51 Г. Шолем допускал и более раннюю датировку II—III вв. н.э. (The Name of God and the Linguistic Theory of the Kabbala//Diogenes 79 (1972). Ρ 72 ) Точка зрения, согласно которой Сефер Йецира возникает в середине I в. н. э. [англ название Ais Peotica in Sefer Yetsira], Tel Aviv, 2000 Ρ 229—300), считается крайне малоправдоподобной (ср., например: Hayman Sefer Yesira Ρ 34).
[10] Эти версии (по древнейшим и наиболее надежным рукописям) представлены в изданиях: I. Gruenwald A Preliminary Critical Edition of Sefer Yezira / / Israel Oriental Studies 1 (1971). Ρ 132-177, Hayman Sefer Yesira; см. также: N.Allony. Temirin II (1981). Ρ 9—29 (издание версии Саадии Гаона из Каирской генизы; см. ниже, V). «Стандартное» издание краткой версии Jerusalem, 1990; см. также: Kaplan. Sefer Yetzirah; The Book of Creation; и др.
[11] Алфавитное письмо, называемое также исследователями «квазиалфавитным консонантным (согласным) линейным письмом», было изобретено в ханаанском регионе. Северо-западносемитское письмо конца II тысячелетия до н. э., состоявшее из 22 знаков, явилось родоначальником практически всех алфавитных письменностей мира и некоторых слоговых. Алфавитное письмо, позволявшее делать записи любого характера, точно передавать мысль, быстро и легко усвояемое, компактное в огромной мере способствовало развитию науки и литературы, распространению знаний во всех слоях общества, демократизации культуры/ Оно позволило адекватно записать Слово Божье, библейские произведения. (Подробнее по проблеме происхождения алфавита см, например: Тантлевский. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. С. 358—367.) Во второй половине I тысячелетия до н. э. иудеи переходят на т. наз. квадратное («ассирийское» или арамейское) письмо, каковым и пользуются до настоящего времени.
[12] См. примеч. 13 к переводу «Книги Созидания».
[13] В пармской рукописи краткой версии «Книги Созидания» фраза, заключенная в угловые скобки, является маргинальным дополнением.
[14] Согласно гл. I, § 12, земной хаос (протоматерия) творится посредством Воды (сефира).
[15] Согласно гл. I, § 13, Престол Славы и такие небесные сущности как офаннимы, серафимы, святые хаййот и служебные ангелы.
[16] Исследователи и переводчики также интерпретируют этот термин как: бесконечные, замкнутые, абстрактные, несказуемые, абсолютные, бескачественные (сефирот). Ср., например: Шолем. Основные течения в еврейской мистике. С. 114.
[17] Ср.: Шолем. Там же.
[18] Этот термин имеет значения: «конец», «предел», «(предельный) период»; «смерть», «уничтожение».
[19] См. также § 5 и примеч. 45 к переводу «Книги Созидания»; ср. далее § 13.
[20] Или: «Дыхание»; «дух».
[21] Или: «один Дух в них».
[22] Относительно интерпретации данных комбинаций ср., например: Scholem. Kabbalah. P. 25; Л. В. Kilcher. Die Sprachtheorie der Kabbala als aesthetisches Paradigma. Stuttgart—Weimar, 1998. S. 65—69.
[23] Число сочетаний из двух различных букв (независимо от их порядка) при общем числе букв еврейского алфавита — 22 — составляет 231.
[24] Букв. «ниже».
[25] Ср. гл. V, § 9.
[26] Шолем. Основные течения в еврейской мистике. С. 113.
[27] Там же. Ср. также: Scholem. Kabbalah. P. 26 f.
[28] См., например: J. D. Kafach. Jerusalem, 1972. P. 86. Это одно из наиболее ранних произведений Саадии Гаона (см., например: Н. Ben-Shammai. Saadya’s Goal in his Commentary on Sefer Yezira / A Strait Path — Studies in Medieval Philosophy and Culture: essays in Honor of Arthur Hyman. Ed. by R. Link-Salinger. Washington, 1988. P. 1-9.). Версия Саадии лежит в основе комментария на Сефер Йецира Йехуды Халеви (до 1075—1141) в четвертой части его книги «Кузари».
[29] Дунаш комментировал краткую версию книги; при этом он имел в своем распоряжении редакцию, еще более краткую, чем та, что зафиксирована в лучших дошедших до нас манускриптах. Подробно см.: G. Vadja, Р. В. Fenton. Le Commentaire sur le Livre de la Creation de Duna§ ben Tamln de Kairouan (Xе siecle): Nouvelle edition revue et augmentee par P. B. Fenton. Paris-Louvain, 2002.
[30] A. Sharf. The Universe of Shabbetai Donnolo. Warminster, 1976. P. 11.
[31] Донноло комментирует версию, близкую к пространной, но не совпадающую ни с одной из сохранившихся рукописей.
[32] Masuut Studies in Kabbalah and Jewish Thought in Memory of Ephraim Gottlieb Ed By Μ Oron and A. Goldreich Jerusalem, 1994 Ρ 102.
[33] Подобно Дунашу ибн-Тамиму, Йехуда бен-Барзиллай основывается на краткой версии «Книги Созидания», но ему известна и пространная версия.
[34] См. далее, например L. R. Glotzer The Fundamentals of Jewish Mysticism: The Book of Creation and Its Commentaries Northvale, 1992. Сефер Йецира комментировали и христианские каббалисты и мыслители, в том числе, Пико делла Мирандола, Агриппа Неттесгеймский, Иоганн Рейхлин. Этим произведением живо интересовались масоны. См : Бурмистров, Эндель «Сефер Йецира» в еврейской и христианской традициях. С 57—63.
[35] См, например: Μ Idel Golem. Jewish Magical and Mystical Traditions on the Artificial Anthropoid Albany, 1990,Scholem Kabbalah P. 158-204; P. Schafer. The Magic of Golem. The Early Development of the Golem Legend //Journal of Jewish Studies 46 (1995) Pp. 246-261. В трактате Санхедрин, 65b зафиксирована легенда, согласно которой рабби Ханина и рав Хошайя (IV в.), изучившие книгу Сефер Йецира, создали трехлетнего тельца и съели его.
[36] Ср., например: Α. Ρ Наутап. The Doctrine of Creation in Sefer Yesira: Some Text-Critical Problems / RASH I 1040-1990 Hommage a Ephraim E. Urbach. Congres europeen des etudes juives. Ed par G Sed-Rajna. Paris, 1993. P. 219-227; Idem. Sefer Yesira Ρ 35 £ Как замечает А. П. Хейман, «нет такого параграфа в Сефер Йецира, в котором бы этот глагол был засвидетельствован во всех версиях и рукописях» (Sefer Yesira. Р. 36).
[37] В трактате Ши’ур Кома, относящемся к мистике Меркавы (см выше, примеч. 9), «предвечный человек» именуется йоцёр бере’шит, т. е. «соз(и)датель творения (вселенной)» (См.: Шолем. Основные течения в еврейской мистике. С 103.)
[38] B.Richler, M.Beit-arie. Hebrew Manuscripts in the Biblioteca Palatina in Parma. Jerusalem, 2001. P. 314-316.
[39] Близкое сходство с этой рукописью обнаруживает манускрипт Paris 809/2, fols. 93а—94а (Я Zotenberg. Catalogue des manuscripts Hebreuxet Samaritains, Fonds Hebreu. Pans, 1866 P. 137) Италия, ок 1500 г. Изящный полукурсив, переходящий в курсив.
[40] I. Gruenwald. A Preliminary Critical Edition of Sefer Yezira. Ρ 135.
[41] Ср., например, Притчи Соломона, гл. 8-9; Премудрость Соломона, гл. 7-10; ер. также кумранские тексты IQS (Устав общины) 11:11, IQH (Благодарственные гимны) 1:20-21. В каббалистических текстах Хохма-Myдpость — наименование второй сефиры (первое реальное проявление Эйн-Соф (Бесконечного), содержащее идеальный план всех миров).
[42] Сокращенная форма Nomen Ineffabile, непроизносимого Имени Бога — YHWH, вероятно, произведенного от глагола «быть». Оно может быть интерпретировано как Сущий; традиционно же передается как Господь.
[43] Сефарим, сефер, сефор и сиппур — однокоренные слова.
[44] Ср. концепцию Филона Александрийского о Логосе, посредством которого Сущий сотворил Мироздание. Ср. также Евангелие от Иоанна I:3. (NB: первое значение греческого «логос» — «исчисление»).
[45] В каббалистической литературе Йесод-Основание — наименование девятой сефиры, основы всех действующих сил в Боге.
[46] См. гл. I,5,7.
[47] В оригинале игра слов: «слово», «речь» и «обрезание».
[48] В каббалистической литературе Бина-Разум — наименование третьей сефиры — Божественный Разум, в котором сокровенный прообраз обретает конкретность и форму.
[49] В оригинале: «и нет Ему (или: «у Него», — И. Т.) второго». Здесь можно усмотреть скрытую полемику с представлением о Мессии (Логосе) как «втором боге» (например, Филон Александрийский; релевантные кумранские тексты (см. наше Введение к переводу кумранских арамейских фрагментов книг Еноха, раздел 3, VIII-IX); ср. также соответствующие характеристики Метатрона в 3 Енохе.
[50] По представлению древних евреев, сердце — вместилище разума.
[51] Ср. Бытие I:2.
[52] Ср., например: Иезекиил, гл. 1; Исайя, гл. 6. Ср. также Откровение Иоанна, гл. 4—5.
[53] Ср. гл. I, 9-12 и Бытие I: 1-5 о первом дне Творения. Ср. также Захар, Бере’шит, 1, la ff. В свете современной космогонической концепции сингулярности, Большого взрыва и «расширяющейся Вселенной» представляется любопытным напомнить доктрину Захара о «первоначальной точке», в которой сконцентрировано все мироздание, и о ее постепенном расширении.
[54] Аббревиатура Тетраграмматона YHWH — Иод-Хе-Вав-Хе. Далее следуют перестановки этих же букв.
[55] Ср. Откровение Иоанна, гл. 5-8.
[56] Имеются в виду 22 буквы еврейского консонантного алфавита; с их помощью записана Святая Тора (букв. «Закон»).
[57] Здесь, по-видимому, выражается идея о преэкзистенции души.
[58] Ср. прим. 31.
[59] В связи с данным пассажем заметим, что фонологи расходятся в вопросе о классификации согласных по месту образования.
[60] Ср. космогоническую концепцию «Мемфисского теологического трактата». Ср. также Зохар, Бере’шит, I.
[61] [Этим способом произошли 231 врата]. Число сочетаний из двух различных букв (независимо от их порядка) при общем числе букв еврейского алфавита — 22 — составляет 231.
[62] То, чего нет, тем, что есть.
[63] Тж. «страницы (книги)», «колонки (текста)».
[64] Слово ‘авир произведено от греческого аэр; (с этацизмом) и появляется в еврейском языке только в талмудическую эпоху. В библейский период у евреев, вероятно, отсутствовало представление о воздухе как некой субстанции; и, следовательно, руах -дух, по-видимому, рассматривался ими как нечто «невоздушное», нечто субстанционально отличное от «материи» мира сего.
[65] Ср. Вавилонский Талмуд, трактат Берахот, 55а: «Рав Иeхуда сказал от имени Рава: «Бецал’эл [Веселиил; Исход 31 :2. — И. Т.] умел сочетать буквы, посредством которых небо и земля были сотворены»». О сотворении мира посредством букв Божественного Имени YАН см. Вавилонский Талмуд, трактат Менахот, 29b; также Массехет Хейхалот 7. О сотворении мира посредством буквы «бейт» см. Иерусалимский Талмуд, трактат Хaгигa, 77с.41; также Бере’шит Рабба 1:10.
[66] Заметим, что в каббалистической литературе Кетер — название первой сефuры.
[67] Возможно, имеется в виду венец-тюрбан. Ср. также прим. 84 к переводу 3 Еноха.
[68] Согласный, может быть денто-альвеолярным (ср. 11, 3) или велярным.
[69] Звуки [b, g, d, k, р, t] (условное обозначение — bagad kapat) бывают в двух комбинаторных вариантах: 1) смычный, называемый также «сильный», и 2) спирантный, называемый также «слабый». Такое двойственное произношение было не всегда: в древнейшее время эти звуки имели лишь одно, смычное, произношение, затем через этап некоторой аспирации они в определенных звукосочетаниях стали спирантами.
[70] Ср. современную космологическую концепцию «расширяющейся Вселенной». Ср. также прим. 16.
[71] Ср. Второзаконие 33:27.
[72] Хемсес — собственно, omasum, или третий желудок у жвачных животных. В большинстве раввинистических комментариев данный термин интерпретируется как желудок человека, «перемалывающий» пищу. Виленекий гаон и последующие комментаторы полагают, что под этим обозначением подразумевается тонкая кишка. Кейва — собственно, abomasum, или четвертый желудок у жвачных животных. Маймонид, интерпретируя стих Второзакония 18:3, приходит к выводу, что применительно к человеку данный термин может обозначать первый из пищеварительных органов, пищевод. В Талмуде и Зохаре основная функция Кейва у человека — способствовать сну; таким образом, возможно, под Кейва подразумевается поджелудочная железа. Куркеван — обычно употребляется для обозначения второго желудка (домашней) птицы. В книге Зохар этот термин используется для обозначения желудка человека.
[73] Возможно чтение: «Закон двенадцати, семи и трех…»
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!