Тата Алуфа Мавамбо Нгободи Нзила. Кимбанда — семь королевств
В кимбанде все эшу и помба-жира распределяются по королевствам и родам (или линиям). Королевства соотносятся с теми местами физического мира, в которых обитают и проявляются эшу и помба-жира. В распределении эшу и помба-жира по королевствам отражаются функции этих духов как стражей границ и средоточий силы.
По вопросу о королевствах в традициях различных домов кимбанды встречаются некоторые небольшие расхождения, но в целом насчитывается семь общепринятых королевств, равных друг другу по статусу. Каждое королевство — это священное место силы, и ни одно из них не может считаться важнее или могущественнее прочих.
В каждом королевстве собираются духи, схожие между собой по характеру и наклонностям и отвечающие за определенные сферы человеческой деятельности. Каждое из этих семи мест силы непосредственно связано с различными прижизненными и посмертными состояниями. Если кимбандьеро хочет оказать воздействие на ту или иную сферу своей (или чужой) жизни, он выбирает королевство, соответствующее данной области жизни и работает с эшу этого королевства. Эшу можно охарактеризовать как силы, составляющие основу и подоплеку каждого королевства. Королевство — это одновременно и место в физическом мире, и связующее звено с другими физическими явлениями и с определенными областями духовного и эмоционального миров.
Во главе каждого королевства стоят король и королева. Им подчиняются генералы, которые, в свою очередь, правят легионами духов. Некоторые эшу и помба-жира принадлежат к нескольким королевствам одновременно, но в каждом из них проявляют особые качества, соответствующие данному королевству.
Итак, рассмотрим подробнее семь королевств кимбанды.
1. Энкрузильядас (Королевство Перекрестков)
Это королевство охватывает все перекрестки — места, где соединяются или пересекаются дороги. Оно тесно связано с родом Малеи и включает в себя духов, стоящих в точках встречи и пересечения любых путей. Эти духи могут открывать и закрывать двери возможностей; они порождают движение и перемены как на духовном, так и на физическом уровне. К этому королевству принадлежат и крестообразные перекрестки (состоящие из четырех дорог), и Т-образные (из трех дорог), и пересечения путей в буквальном смысле слова, и метафорические перекрестки.
Духи королевства Энкрузильядас управляют всеми ситуациями, в которых человеку приходится делать выбор из нескольких возможностей. Это королевство открывает пути ко всем остальным королевствам кимбанды. Духов королевства Перекрестков призывают в трудные времена, чтобы они помогли проложить путь через полосу препятствий и найти выход из ситуации, которая кажется безвыходной. Кроме того, к ним обращаются за помощью, когда нужно соединить и связать две стороны или, напротив, разделить и разорвать союз. Эти духи тесно связаны с судьбой и потому сильны в прорицаниях. К ним можно обращаться за советом, когда кажется, что перекрыты все возможные пути. Они могут и устранять преграды, мешающие развитию ситуации, и ставить препятствия на пути ваших врагов, чтобы не допустить недоброжелателей ни в одну из областей вашей жизни. Духам Перекрестков открыты все пути магии.
Этим королевством правят:
- Эшу Рей дас Сэчь Энкрузильадас (Король Семи Перекрестков),
- Помба-жира Раиньа дас Сэчь Энкрузильадас (Королева Семи Перекрестков).
Им подчинены следующие духи:
- Эшу Транка Руа (Эшу, Закрывающий Пути, или Запирающий Двери),
- Эшу Сэчь Энкрузильадас (Эшу Семи Перекрестков),
- Эшу даз Алмас (Эшу Душ),
- Эшу Марабу,
- Эшу Тирири,
- Эшу Вълуду (Эшу Бархат),
- Эшу Мурсегу(Эшу Летучая мышь),
- Эшу дас Сэчь Гаргальадас (Эшу Семи Смехов),
- Эшу Мирим (Эшу-Ребенок),
- а также Помба-жира Энкрузильадас (Помба-жира Перекрестков).
2. Крузейро (Королевство Креста/Перехода)
Место этого королевства — центральный крест кладбища. Если на кладбище нет центрального креста, то Крузейро располагается на самом большом или самом старом из надгробий с крестом. Это королевство перехода из одного состояния в другое, от жизни — к смерти, а также через поворотную точку всей жизни. Поэтому его иногда называют Королевством Переходов [англ. Crossings]: хотя высшее воплощение этого королевства — центральный крест [англ. cross], Крузейро проявляется не только в нем, но и повсюду, где совершается переход от одного состояния к другому. Близ центрального креста обитает Омолу, Господин Костей — владыка мертвых, кладбищ и печати душ; его символ — крест, вкопанный в могильную землю. Духов королевства Крузейро призывают на помощь, чтобы исцелить человеческий дух или, напротив, причинить ему вред; к ним обращаются, чтобы восстановить или, наоборот, разрушить узы клятвы. Они способны как возвышать, так и сковывать дух.
Этим королевством правят:
- Эшу Рей дус Сэчь Крузэйрус (Король Семи Крестов),
- Помба-жира Раиньа дус Сэчь Крузейрус (Королева Семи Крестов).
Помба-жира Райнья дос Сети Крузейрос приходится сестрой Помба-жира Райнье дас Калунга(Королеве Кладбищ) и отдает дань уважения Райнье дас Сети Энкрузильядас (Королеве Семи Перекрестков).
Королю и королеве Крузейро подчинены следующие духи:
- Эшу Транка Туду (Эшу, Запирающий Всё),
- Эшу Киромбу,
- Эшу Сэчь Крузэйрус (Эшу Семи Переходов),
- Эшу Мангейра (Эшу Мангового дерева),
- Эшу Каминалоа,
- Эшу Сэчь Крузис (Эшу Семи Крестов),
- Эшу Сэчь Портас (Эшу Семи Дверей),
- Эшу Мейя Нойчь (Эшу Полуночный),
- Эшу Калунга (Эшу Кладбища).
3. Матас (Королевство Лесов/Полей)
Это королевство дикой природы, невозделанных полей и дремучих лесов. К нему относятся и лесные чащи, и джунгли, и равнины. Это места силы, встречающиеся в природе, — места, где хранятся тайны трав и корней, костей и ядов. И это — та точка силы, в которой заканчивается цивилизованная жизнь города и начинается неизведанная дикая природа. Это одно из немногих королевств, которое с наступлением ночи погружается в кромешную тьму: здесь нет городских огней. Здесь обитают первобытные духи, в которых отражается наше природное естество, наша неукрощенная тьма — но и та сторона нашей сущности, которая лучше всего настроена на природу. В королевстве Матас обретается мудрость животных, деревьев и трав. К нему принадлежат величайшие целители и прирожденные ведьмы и колдуны. Обычно к нему относят духов кабокло, а также духов охотников в самом широком смысле этого слова. Духов Леса призывают для охоты на врагов или для того, чтобы послать на охоту свой собственный дух. Также они помогают излечивать раны природными средствами и готовить яды.
Этим королевством правят:
- Эшу Рей даз Матас (Король Лесов),
- Помба-жира Раиньа даз Матас (Королева Лесов).
Король Лесов тесно связан с Эшу Пантэра Нэгра (Эшу Черной Пантерой), а Королева Лесов — с Эшу даз Матас (Эшу Лесов).
Королю и Королеве Лесов подчинены следующие духи:
- Эшу Кебра Гальу (Эшу, Ломающий Ветви),
- Эшу Сэчь Сомбрас (Эшу Семи Теней),
- Эшу даз Матас (Эшу Лесов),
- Эшу дас Кампинас (Эшу Лугов),
- Эшу Сэрра Нэгра (Эшу Черного Нагорья),
- Эшу дас Сэчь Педрас (Эшу Семи Камней),
- Эшу Сэчь Кобрас (Эшу Семи Змей),
- Эшу ду Шэйру (Эшу Запаха),
- Эшу Арранка Току (Эшу Корчеватель Стволов).
4. Калунга (Королевство Кладбища)
Некоторые называют это королевство «Калунга Пекена», то есть «Малое Кладбище», — чтобы отличать его от «Большого Кладбища», то есть океана. Калунга — это мир мертвых, море предков, символом которого служит Кладбище. С королевством Калунга, как и с Крузейро, тесно связан Омолу. Это царство мертвых во всех его проявлениях — от свежих могил и гробниц до оживших скелетов. Здесь жизнь угасает, а затем возвращается вновь — на следующей своей стадии. Если Крузейро — это процесс умирания, то Калунга — окончательный итог смерти. Среди духов этого королевства — и безмятежные олицетворения смертного покоя, и беспокойные тени, блуждающие среди могил. Живым духи Калунга несут смерть, а умершим — жизнь. Этих духов призывают на помощь в делах, связанных с разводом, разрывом отношений и распадом, а также для некромантии.
Королевством Калунга правят:
- Эшу Рей дас Сэчь Калунгас (Король Семи Кладбищ),
- Помба-жира Раиньа дас Сэчь Калунгас (Королева Семи Кладбищ), она же Помба-жира Раиньа да Калунга (Королева Кладбища).
Оба они суровы, спокойны и серьезны. Им подчинены следующие духи:
- Эшу Портэйра (Эшу Дверей, или Врат),
- Эшу Сэчь Тумбас (Эшу Семи Надгробий),
- Эшу Сэчь Катакумбас (Эшу Семи Катакомб, или Склепов),
- Эшу Браза (Эшу Горящий Уголь),
- Эшу Кавэйра (Эшу-Череп),
- Эшу ду Съмитэриу (Эшу Кладбища),
- Эшу Куркунда (Эшу-Горбун),
- Эшу Сэчь Ковас (Эшу Семи Могил),
- Эшу Капа Прóта (Эшу Черный Плащ).
5. Альмас (Королевство Душ)
Это королевство всех душ, в котором обитают духи-психопомпы, проводники умерших. Они помогают душе пройти через страдания и смятение и понять смысл смерти. Крузейро — это точка перехода от жизни к смерти, Калунга — сама смерть, а Альмас — это связь живых со смертью. К этому королевству относятся больницы, морги и поминальные обряды. Королевство Альмас — повсюду, где люди собираются для скорби и траура. Оно хранит воспоминания о жизни; оно может стать целебным бальзамом для того, кто понес утрату, но может проявиться и как нестерпимая мука, разрывающая душу. В этом королевстве медиумы общаются с душами умерших. Духов Альмас призывают для того, чтобы исцелить дух страдающего человека, проводить душу умершего и освободиться от боли и тьмы, но также и для того, чтобы омрачить душу врага отчаянием и скорбью.
Королевством Душ правят:
- Эшу Рей даз Алмас (Король Душ) или сам Омолу,
- Помба-жира Раиньа даз Алмас (Королева Душ).
Им подчинены:
- Эшу Сэчь Ломбрас (Эшу Семи Погребальных Холмов),
- Эшу Пемба (Эшу Священного Мела),
- Эшу Мараба,
- Эшу Курадор (Эшу-Целитель),
- Эшу Жира Мунду (Эшу-Мировращатель),
- Эшу Нов Лузис (Эшу Девяти Светильников),
- Эшу дас Сэчь Монтаньас (Эшу Семи Гор),
- Эшу Тата Кавэйра (Эшу Череп Тата),
- Эшу Сэчь Поэйрас (Эшу Семи Прахов).
6. Лира (Королевство Лиры, или Арфы)
Это королевство города, живущего полной жизнью. На физическом плане оно представлено кабаками и барами, борделями, кабаре, ночными клубами и рынками. Это вся суета и толчея городской жизни с ее приливами и отливами; это кипение жизненных сил, но и борьба за выживание. Это ночная жизнь города, полная волнения, азарта и опасности. Это точка встречи вдохновения, смекалки и хитрости. Духи этого королевства надзирают за жизнью ночного города и, в первую очередь, — за ворами и жуликами, игроками, проститутками, танцовщицами, торговцами, барменами, искателями женского общества, людьми богемы и завсегдатаями вечеринок и ночных клубов. Это самое соблазнительное, но и самое опасное из королевств: в нем обретаются не только музыка и поэзия, но и пьяные драки с поножовщиной. Королевство Лиры — это сама жизнь в ее непрестанном движении и вся красота жизни, но красота с привкусом жестокости. Духов Лиры призывают на помощь для заключения сделок в бизнесе и повышения доходов, для предсказания судьбы, для успеха и благополучия, а также в делах, связанных с сексом, любовью и искусством.
Этим королевством правят:
- Эшу Рей дас Сэчь Лирас (Король Семи Лир), он же Эшу Лусифер,
- Помба-жира Мариа Падильа.
Им подчинены духи:
- Эшу дуз Инфернус (Эшу Преисподних),
- Эшу ду Кабарэ (Эшу Кабаре),
- Эшу Сэчь Лирас (Эшу Семи Лир),
- Эшу Сигано (Эшу-Цыган)
- Эшу Паган (Эшу-Язычник)
- Эшу Зэ Пълинтра (Эшу Хосе-Плут),
- Эшу Ганга,
- Эшу Малэ,
- Эшу Шама Джиньайру (Эшу, Призывающий Деньги) ,
- Помба-жира Сигана (Помба-жира-Цыганка),
- а также, по некоторым версиям, Мариа Муламбу.
7. Прайя (Королевство Побережья)
Это королевство — место, где океан с его приливами, отливами и бездонными пучинами встречается с побережьем. К королевству Прайя принадлежат таинственные глубоководные существа, в особенности ядовитые, а также моряки и путешествующие по морю. Его физическое проявление — побережье, но, кроме того, Прайя — это приливы и отливы страсти, глубины памяти и глубины души. Духи этого королевства тесно связаны с Луной и Венерой. Королевство Побережья охватывает берега не только соленых, но и пресных водоемов, так что озера и реки можно считать его продолжением. К духам Прайя обращаются за помощью для очищения, для пробуждения любви, страсти, вожделения и эротических мыслей, для усиления привлекательности, достижения изобилия и исцеления эмоциональных травм.
Королевством Прайя правят:
- Эшу Рей дас Прайас (Король Побережий),
- Помба-жира Раиньа дас Прайас (Королева Побережий).
Им подчинены духи:
- Эшу дуз Риус (Эшу Рек),
- Эшу Сэчь Кашуэйрас (Эшу Семи Водопадов),
- Эшу Сэчь Педрас (Эшу Семи Камней),
- Эшу Мариньайру (Эшу-Моряк),
- Эшу Марэ,
- Эшу ду Лоду (Эшу Грязи),
- Эшу Баиану (Эшу-Баиянец),
- Эшу Жърери,
- Эшу дуз Вентус (Эшу Ветров),
- Эшу ду Кокó (Эшу Кокосового ореха),
- Помба-жира Калунга Пъкена (Помба-жира Малого Кладбища).
Многие помба-жира тоже распределены между этими семью королевствами, но при этом подчиняются собственной королеве. Королевства в сочетании с родами (линиями) — самая удобная классификация духов кимбанды, их взаимосвязей и, что еще важнее, их связей с миром магии и с жизнью в целом.
© Перевод: Анна Блейз, 2014
Несущественные правки в произношении бразильских имён, расстановка ударений – Любосвет Лавров, 2017.
«Ъ» (твёрдый знак) – слаборазличимый призвук как в слоге «те» при быстром произнесении слова «терабайт».
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!