Андрей Костенко: «Для меня Кроули – один из Мастеров Искусства Жизни»
Один из самых известных исследователей карт Таро на постсоветском пространстве Андрей Костенко известен также своей издательской деятельностью. Он перевел и выпустил в свет такие классические работы как «Книга Тота» Алистера Кроули, «Таро. Полное описание системы Артура Уэйта», «Таро Магов» Освальда Вирта. В интервью нашему сайту г-н Костенко рассказывает, с чего началось его увлечение эзотерикой, а также о той роли, которую в его жизни сыграло творчество Кроули.
– Откуда взялась эзотерика в Вашей жизни? Что стало толчком – книги, люди, случай или какая-нибудь синхрония?…
– Как поется в одной песне, «Там, где я родился, каждый знал Колю – Коля был лучший товарищ и друг…». Во времена моей юности в городе Днепропетровске было несколько интересных людей. Кто-то дал почитать Кастанеду и Раджниша, кто-то научил каким-то мантрам, кто-то – секретным (сейчас это, конечно, смешно) упражнениям цигун. Ну и некоего зелья употреблено было немало. Из всего этого в молодом человеке и рождалось некое специфическое мироощущение. «Эзотерика» – словцо коварное, каждый вкладывает в него свой смысл. Я бы скорее сказал о мистическом ощущении того, что «Я есмь То»: это для меня начало и конец всякой эзотерики. Кое-кто из наших с этим мироощущением уходил в религию – чаще в «Харе Кришна», чем в православие, – но для меня это оказалось неприемлемо.
– Как Вы относитесь к тайным наукам – с позиции исследователя или адепта? Какие эзотерические дисциплины Вам наиболее интересны? Практикуете ли что-то сами?
– Еще одно непростое слово. Адепт, насколько я понимаю, – это 1) посвященный в тайны того или иного учения или 2) ярый последователь, приверженец учения. Близко, но не одно и то же. Так вот, по психической конституции мне просто невозможно быть адептом во втором значении. И у меня нет никаких особых оккультных посвящений. Но если вы имеете в виду, верю ли я в то, что исследую, то, конечно, да. Правда, в «эзотерике» очень много глупости, пошлости, а в последнее время – и откровенного манипулирования. Вот как исследователь я и стараюсь отделить для себя зерна от плевел. А как переводчик и издатель призываю соотечественников тоже заняться этим увлекательным процессом. Меня интересует очень многое, но в первую очередь проблемы кармы и реинкарнации (об этом очень много чепухи написано, но тема-то важнейшая!). Практика прорицания, ее структура и формы. Символические системы описания мира (Таро в первую очередь: это моя любимая тема; И-цзин, геомантия). Мантры, мандалы, сакральные виды письменности, талисманы разных культур. Энергетические практики, в основном китайские, связанные с понятием ци. В ближайшие годы собираюсь основательно заняться астрологией.
– Вы размышляли над тем, как влияет увлечение эзотерикой на Вашу жизнь?
– В критические моменты жизни (не на повседневной основе) я прибегаю к прорицанию, магии, «беседам с Богом» и «сдвигу точки сборки». Именно потому, что я этими практиками не злоупотребляю, они всегда очень мощно действуют. Я получаю нужные знания, наставления, поддержку и вдохновение. По-видимому, это вполне можно назвать «влиянием на мою жизнь».
– Давно ли интересуетесь Таро, и, какие, на Ваш взгляд, колоды Таро работают наиболее эффективно?
– Эти карты впервые запали мне в душу где-то в конце 80-х, когда мне в руки попалось репринтное издание «Предсказательного Таро» Папюса в дореволюционном русском переводе. Потом мои увлечения ушли несколько в другое русло, и всерьез я занялся изучением Таро уже в конце 90-х. Начал с Уэйта. По его колоде я до сих пор и гадаю, когда приходится, хотя ни с эстетической, ни с символической точек зрения она мне уже не кажется самой лучшей. Какие колоды работают наиболее эффективно? Смотря что понимать под словом «работают». Если имеется в виду гадание, то я убежден, что при наличии правильной духовной и ментальной настройки эффективно гадать можно хоть на спичечных этикетках. В любом графическом образе можно вычитать что угодно, а ведь важно то, что вы вычитываете, а не то, что нарисовано на кусочке картона. Если же говорить о медитативном созерцании карт Таро, то это тоже очень субъективно. Для меня в этом смысле шедеврами являются «Таро Тота» Кроули, Ошо-Дзэн-Таро, Таро Освальда Вирта (конечно, его настоящая колода, а не эта жалкая современная подделка U.S. Games), из русских – Рокамболь-Таро.
– С чего началось Ваше знакомство с Кроули? Что считаете наиболее значимым в его наследии? Кто Кроули для Вас лично?
– Я заинтересовался Кроули в связи с тем, что его очень высоко ценили Роберт Антон Уилсон и Тимоти Лири, в переводе и издании книг которых я принимал участие. И кое-что прочел у него и о нем. Я считаю, что это один из интереснейших людей ХХ века. Его философия-религия Телемы – ценный вклад в духовную эволюцию человечества. Он как-то все делал талантливо: вся жизнь – один сплошной «грезофарс», все мистически переплетено, все эстетически продуманно – и поступки, и тексты, и визуальные образы, и высокие горы, и низменные страсти… Вокруг таких личностей обычно выстраиваются религии, которых я сторонюсь. И фобии, которые меня смешат. Кроули для меня – один из Мастеров Искусства Жизни, перед которыми почтительно склоняю голову.
– Оказали ли на Вас влияние какие-то российские или зарубежные эзотерики, с которыми Вы были знакомы лично? Если да, то кто, и как Вы оцениваете это влияние?
– Я мало с кем знаком лично. Если оставить в стороне бенефакторов моей юности, то мне было очень интересно общаться с Садашивачарьей. Я бы назвал еще пару имен, но, боюсь, они обидятся на слово «эзотерики». Нет, на меня, пожалуй, больше влияли книги, чем живые люди.
– Вы занимаетесь издательской деятельностью уже около 10 лет. Почему был выбран этот путь?
– Это просто такая предрасположенность организма. Я ведь взрослел в ситуации советской империи, когда все интересное было либо под запретом, либо в дефиците – от рока и «эротики» до религии и «эзотерики». И у меня всегда была болезненная склонность все попавшие ко мне редкие и ценные тексты копировать, переводить на русский язык и размножать среди ценителей. Я от руки переписывал Евангелие и делал распечатки Кришнамурти под копирку, переводил для друзей тексты рок-групп и какие-то фотокопии методичек по каратэ и точечному массажу… С какого-то момента я и работы себе уже такие находил, чтобы не денег больше заработать, а иметь доступ к компьютеру, потом к сканеру, потом к лазерному принтеру – и заниматься переводами и кустарным издательством. Просто для души. Сейчас эта деятельность меня уже и кормит, но все равно главное – то, что вот этой книги на русском языке раньше не было, а теперь, благодаря мне, есть. Это такой вид творчества, наверное.
– Как Вам кажется, изменились ли интересы русскоязычной аудитории за эти годы? Как Вы видите будущее эзотерики на постсоветском пространстве лет через десять – люди станут умнее, свободнее, будет больше хороших книг, или все задушит религиозный официоз и коммерция?
– Я не разделяю мнение, что в советском самиздате циркулировали серьезные эзотерические книги, а сейчас на книжных развалах сплошная макулатура вроде «Как научиться читать ауру за пять минут» или «Астрология для полных дебилов». На самом-то деле люди всегда делятся по своим интересам на определенные категории, соотношение которых остается примерно одинаковым. Коммерческой макулатуры, действительно, стало больше, но серьезных искателей от этого не стало меньше. И для них нужно издавать серьезные книги. Заниматься этим большие издательства не должны и не будут, потому что серьезная книга – заведомо малотиражная и притом хлопотная, проще штамповать какие-нибудь «100 магических рецептов для удачи в делах, здоровья и хорошего секса», чем переводить, скажем, К. К. Заина, Корнелия Агриппу или того же Кроули. Серьезные книги по магии должны делать маленькие независимые издатели. Для такого издателя выпустить одну книжку в несколько месяцев тиражом три тысячи и продавать ее целый год может быть экономически приемлемо. Для большого же издательства это совершенно невыгодно, если речь не идет о каком-то имиджевом проекте или, как вы говорите, «просветительстве». Не надо бояться, что коммерция тотально оболванит публику. Болванов никогда не будет больше, чем в человечестве заложено природой. И при правильном подходе серьезное «эзотерическое» книгоиздательство тоже может быть довольно «коммерческим». Вот цензура, поповская или фээсбэшная, – это, действительно, дрянная вещь, и в России уже вполне отчетливо прорисовывается. Что будет через десять лет – не берусь сказать. При самом худшем варианте вернется самиздат (плюс я не думаю, что кто-то сможет отнять у нас Интернет). Но я все-таки надеюсь, что мы создадим единое цивилизованное мировое сообщество, в котором любому мировоззрению найдется место, и право на распространение любой информации будет охраняться законом.
Воистину, Do What Thou Wilt Shall Be the Whole of the Law!
© Telema.ru, 2011
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!