Атрилл. Образ Змея в различных культурах
На протяжении всей истории человечества, змеи и рептилии всегда притягивали взоры и мысли людей. Как вид более древний и разнообразный, они были всюду, куда ступала ещё не окрепшая нога человека, который только начинал осваивать свою окружающую среду. И уже на заре человечества, во всех уголках планеты, где люди обитали и начинали развиваться, змеи и рептилии окружавшие их, оказывали огромное влияние на все аспекты их социальной жизни: от сказаний и легенд до философии и религии, от астрологии и символизма до поиска наших предков и создателей – везде можно найти символический след, оставленный змеиным видом. Это древние Китайцы, считавшие императоров поднебесной прямыми потомками драконов-властителей, Ацтеки и их змеиный бог-Создатель Кетцалькоатль, Индусы и их Наги, как полубожественные полу-люди полу-змеи, мудрые и опасные, способные принимать как полностью человеческий, так полностью змеиный вид… список можно дополнять до бесконечности.
В этой и последующих статьях данного цикла будут описываться примеры «змеиного» символизма и влияния на различные культуры в различные времена и эпохи. Поскольку тематика достаточно обширна и не может уместиться ни в какие рамки, в данных статьях будут описываться лишь яркие примеры и темы, к некоторым из которых мы будем постепенно возвращаться по пути более детального изучения «змеиной проблематики».
Хотя Наги далеко не единственный пример почитания змеиного вида в Индии, которую себе нельзя представить без многочисленных учений и культов, основанных на почитании взаимодействии со змеями, именно Наги являются одним из самых ярких и явных примеров того, насколько сильно человеческий и змеиный виды связанны на нашей Планете.
Наги в индуизме и буддизме – полубожественные существа – змеи. Они являются неотъемлемой частью восточной мифологии. Так например, Варуна в ведической мифологии бог мировых вод, а также хранитель справедливости и судья, считался королём Нагов. Нарядус Индрой, он являлся одним из главных богов ведического пантеона, старший из братьев-Адитьев. Утверждается, что наги хранили истину в тайне до тех пор, пока люди не созрели для ее понимания.
Многие племена и этносы, некоторые из которых сохранились до сих пор, считаются потомками Нагов. Согласно Chattampi Swamikal, индусскому мудрецу, интерпретировавшему старые тамильские тексты, Наиры были Наками (Нагами или Змеями), управлявшими как феодалы в королевстве Чера. В северной Индии определенные сообщества по имени Нагаванши считают себя потомками Нагов.
Также в некоторых частях южной Индии, Наги являются объектами огромного почитания. Дорогие и массовые ритуалы (такие как Нагамандала) проводятся в их честь, что как считается приносит изобилие и процветание их почитателям. На Востоке Индии есть небольшой штат Нагаленд со столицей Кохима, официальный язык которого английский. На территории этого штата проживают племена нага, говорящие на языках сино-тибетской семьи. Всего можно выделить 16 основных этнических групп и множество более мелких. Несмотря на генетическое родство языков и некоторую общность культурных традиций, жители Нагаленда не образуют единого народа, племена живут в сильной изоляции друг от друга. Согласно Камбоджийской легенде, Наги были развитой расой рептилий, которые обладали большой империей или королевством в области Тихого океана (Калия). Однажды когда дочь короля Нагов вышла замуж за Индийского Брахмана по имени Каундиния, и от их союза произошли Камбоджийские люди, которые себя так и называют: «рожденные от Нага». Семиголовые Наги, статуи которых можно найти в Камбоджийских храмах (таких как Ангкор Ват), символизируют семь рас в обществе Нагов, имеющих также связь с семью цветами радугии семью чакрами. Кроме того, камбоджийские Наги отличаются символизмом числа их голов – нечётноголовые Наги отображают в символической форме Мужскую Энергию, Бесконечность, Отсутствие чувства времени, и Бессмертие, по причине того, что все нечётные числа происходят от числа «1» (Единого, первого числа). Чётноголовые Наги символизируют то, что присуще женскому началу, представляя Физическую Сущность, Смертность Всего Живого, Временный Характер Мира и Землю.
Согласно Буддистской Космологии, Наги живут на Горе Сумеру или Синеру – центральной горе мира. Понятие Сумеру близко связано с индусским мифологическим понятием центральной мировой горы, названной Меру, но отличается от индусского понятия в несколькими деталями. Считается, что наги обитают не только там, в окружении менее значимых божественных существ, но и в различных частях земли, населённой людьми. Некоторые из Нагов живут в воде – реках или океанах, другие на суше – в пещерах. По крайней мере, некоторые из Нагов способны использовать волшебную силу, чтобы преобразовать себя в человеческое подобие. В Буддистской живописи Наг иногда изображается как человек со змеей или драконом, простирающимся за его головой. Согласно буддистскому преданию, один Наг в человеческой форме попытался стать монахом. Сказав ему, что это невозможно, Будда гарантировал, что он (Наг) будет рождён заново в человеческой форме, способный стать монахом. Также говорят, что некоторые из Нагов спят на вершине муравейников, едят лягушек и любят молоко…
Нага или Нагаш – назывались так же «музыкальные змеи» Вавилона. Очень похожее слово «лагаш» переводится как «говорить (с) языком», или шипеть. Наги, согласно тому как они были описаны во многих культурах, обладают сильным гипнотическим шипящим голосом, что иногда отражалось и в том, как произносилось их имя. Согласно Е.П. Блаватской, Наги как обитатели Паталы (ада) могли также быть обитателями страны противоположного полушария, так как Патала – также название, данное древними Америке, посещавшими этот континент за долго до того, как Европа что-либо о нём услышала. Отсюда чувствуется родство с мексиканским термином Нагал – колдун, знахарь.
Также Наги – бирманские наты, боги-змеи, «драконы-демоны». Конечно, проблематика «Нагов» гораздо более обширна и описать её полностью и во всех аспектах не предоставляется возможным, однако уже рассмотрев пару примеров того, насколько эти мифические существа и легенды, связанные с ними, важны для многих, в том числе современных, культур и религий, становится понятно, что за всеми этими легендами и преданиями скрывается некая правда, которая и является прототипом и основой всего, что сегодня связывается «Нагами» по всему миру…
В данной и последующих статьях Вы найдете больше информации, прямо или косвенно относящейся к культурному следу, оставленному Нагами и им подобными существами, запечатленному историей различных цивилизаций нашей планеты.
УРОБОРОС
Уроборос (также возможны варианты: ороборос, оурорборос, ороборус, уроборос или уроборус) (от греч. хвост и еда, пища) «пожирающий (глотающий) хвост» является одним из самых распространённых и древних символов, содержащих змеиную тематику. Этот пожирающий свой хвост змей был знаком в той или иной форме многим культурам, религиям и магическим течениям: Ацтекии Тольтеки иногда изображали Кетцалькоатля именно в этой форме; у Гностиков этот символ был связан с солнечным божеством Абраксас (или Абрасакс) и означал вечность и душу мира; Китайские алхимики часто изображали драконов пожирающих свои хвосты…
Несмотря на различия толкований этого символа, практически все его корни основаны на одной из особенностей змеиного вида. «Перерождение змеи», когда змея сбрасывала свою старую кожу, выходя на свет «чистой и перерожденной «, всегда притягивало взоры и умы людей. Именно эта способность змеи, пропущенная через призму символизма, лежит в основе данного символа. И несмотря на различные аспекты всего, что связанно толкованием этого символа, ему всегда сопутствовал единый дух . Вечность, циклическая и преходящая природа вещей, бесконечность, время – всё это в той или иной степени сопутствовало толкованиям этого символа…
Глубину различий толкования Оуробороса можно увидеть в самой природе символизма – так, например, в Христианстве он иногда толкуется как «самоуничтожающая преходящая природа конечности и бренности «мирского существования» этого мира» и как символ «границ» материального мира. (В настоящее время, это один из основных символов Унитарианской церкви Трансильвании); в то время как в других традициях ( порой самых древних ) его понимали как символ циклической природы вселенной – жизни из смерти, создания и разрушения – «мировой» змей кусает, ест свой хвост, чтобы поддержать свою жизнь в вечном цикле обновления (также – один из древнейших символов вечности). Оуроборос – это один из самых древних мистических символов в мире, и хотя его можно повстречать во всех уголках планеты (в мифологии коренных жителей Америки и Северных племён Европы, Месоамерикии Индии, Африки, Древнего Китая и Месопотамии), своё универсальное и наиболее популярное имя он приобрел от Греческих философов, которые нарекли его Оуроборос («хвостоед»). Однако Грекам этот символ достался от Финикийцев, которые в свою очередь переняли его у Египтян, у которых он ассоциировался с движением солнечного диска.
В Алхимии «двойной» Оуроборос (два существа, глотающие друг друга или Оуроборос в форме «8») символизирует изменчивость. Духовно это показывает баланс «высокой» и «низкой» природы. Широко применяемый в алхимии, этот символ также занял своё почётное место в масонских мистериях – он задействован в 25 и 28 степенях посвящения Шотландского Обряда.
Оуроборос присутствует на изображении двуликого Януса, представляя собой время. Также этот символ можно увидеть на гербах, знаках и логотипах различных эзотерических обществ, к примеру на печати Теософического общества. Очень часто Ороборос делился на сегменты: чёрный и белый, связанные с символическим дуализмом (Инь и Ян); или на количество сегментов, равное астрологическому циклу, к которому относилось изображение этого символа (к примеру: 365 или 7).
Пожалуй, самый известный Оуроборос изображен в тексте, датируемом 2 веком н.э. – «The Chrysopoeia of Cleopatra» (изготовление золота Клеопатры). На странице изображены алхимические схемы и устройства, а в сам символ вписаны слова «hen to pan», что значит «всё едино».
© Атрилл
© Thelema.RU
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!