Натан Бьерг. Духовные практики Телемы. Глава 1. Традиция Телемы
Поступай согласно своей воле – таков закон.
Именно раскол 1900 года, разделивший Герметический орден Золотой Зари на несколько отдельных групп, стал основой распространения Телемы. Золотая Заря была (есть) одной из самых продвинутых западных организаций практикующих магов, но она нарушила свою изначальную манифестацию, предав свои духовные принципы из-за социальных разногласий. Молодой человек по имени Алистер Кроули, имевший высокую степень посвящения в Ордене, разочаровывается, покидает Европу и отправляется в путешествие по миру в поисках истоков духовных принципов Ордена. Вернувшись, он принёс с собой зерна новой духовной традиции. Он назвал её Телема, греческим словом, означающим «Воля».
Основной принцип Телемы в том, что у каждой личности есть базовое глубинное предназначение, судьба или путь в жизни, которая называется Истинная Воля. Таким образом, в основе своей Телема направлена на самоопределение, так как она есть не что иное, как зов Истинной Воли. Однако это самоопределение не является продуктом чьего-то сознания, а тем истинным Я, что находится в глубине личности. Таким образом, каждый должен взять на себя процесс самопознания и открытия собственной Истинной Воли, и поступать согласно этой Истинной Воли и никак иначе.
Эта самая основная концепция Телемы, однако, она ни в коем случае не является единственной. Вдобавок ко всему, телемитская традиция происходит из общеизвестных текстов, учений и практик, положенных Кроули и другими. Некоторые из них описаны в этой книге. Их предназначением является личный гнозис. Верно как то, что они не есть единственные возможные упражнения для этого, так же и то, что они не для всех. Но эти практики доступны и предназначены для тех, чья воля – пройти этим путём.
Хотя Кроули и является историческим основателем Телемы и её первым (но не последним) пророком, традиция Телемы гораздо больше его личности и не ограничивается его личным пониманием. Основа учения Кроули – не стать им, а выразить свою врождённую личную божественность, стать собой. Спустя годы развития, сейчас его система преподаётся, как возможный способ достичь своей цели. Однако, чтобы быть телемитом, не обязательно быть кроулианцем. Развивая эту точку зрения, стоит отметить, что учение и практики Телемы (включающие, но не ограниченные оригинальными за авторством Кроули) воплощают в себе важные и объективные возможности бытия, имеющие под собой серьезную основу, соединяющую универсальные архетипы извечных традиций. Телема отдаёт должное внимательному анализу своих традиций и не признаёт некритичного, слепого выполнения практик.
Традиция Телемы состоит из нескольких общих частей. Если использовать суфийское разделение, она состоит из Тариката (внутреннего эзотерического аспекта) и Шариата (аспект внешней социальной жизни). Синонимом телемитского Тариката является Магика (Magick).
Кроули писал это слово с «k» на конце в соответствии с написанием эпохи Возрождения, для того, чтобы отделить её от представлений на сцене и наполнить её идеями соединения западной эзотерической традиции алхимии, теургии, герметизма, соломоновой магии, розенкрейцерством, тамплиерством, каббалой и другими менее определёнными народными обрядами.
Магика содержит не только западные формы оккультных практик, но так же и восточные техники. На Шри-Ланке и в Индии Кроули изучал как буддийские, так и индуистские формы йоги, которые полностью включены в телемитский синтез духовных техник.
Ещё один важный аспект Магики – это Святые книги Телемы, серия текстов откровений, полученных Кроули в различных состояниях транса. Среди полученных в период с 1904 по 1911 г. с перерывами, наиболее важной является Книга Закона, надиктованная свыше в Каире в 1904 г. Зашифрованный, бросающий вызов, но сжатый текст Книги Закона, состоящий из 220 строф, является основой телемитской традиции, составляя одновременно и духовный мандат, и основу учения. Книга Закона и другие Святые книги более подробно освещены в главе 6.
Хотя ни один человек не может совершить процесс самостоятельного гнозиса за другого человека, у людей существует возможность помочь друг другу в этом. Поэтому участие индивидуумов в сообществе, где каждый разделяет жизненные стремления другого, имеет особую ценность. Именно это является целью магических телемитских орденов, так же как и сообществ телемитов в более общем контексте. Орден является местом для совместных магических практик, местом, где члены ордена учатся и учат, а также получают полномочия на инициацию. Некоторые из этих систем инициации описаны в главе 4. Групповая работа – это место, где встречаются и проникают друг в друга Тарикат и Шариат, т.к. в группе (подобно тому как и в окружающем мире) инициируемый взаимодействует с другими и входит с ними в отношения всеобщей свободы.
Присущие сообществу проблемы не могут не сказываться на персональных духовных практиках, потому что человек (в основе своей) не автономная монада, а социальное животное, и он всегда взаимодействует с миром родственных ему по духу личностей. Поэтому Тарикат и Шариат – это две стороны одной монеты и ни одна не является полной без другой. Трикат – это внутренний, а Шариат – это внешний аспект одного цельного пути бытия.
Вместо того, чтобы поддерживать какую-то одну идею (набор культурологических свойств), такую, как например исламский Шариат, Телема постулирует так называемый Закон Телемы как основу этических и социальных отношений. Выделенный из Книги Закона, он звучит как «Поступай согласно своей Воле – таков Закон», и его дополнение: «Любовь есть закон, любовь в соответствии с Волей». (AL I: 40, I: 57)
Любое телемитское общество, чтобы быть таковым, должно стремиться быть открытым: стать местом свободы и независимости, где каждый без исключения индивидуум может осуществлять своё собственное понимание Закона. Реализация свободы – это прямая обязанность такой личности, обязательно включающая в себя полное и бескомпромиссное уважение и невмешательство в подобные права других. Телема – это свобода, и она требует уважения, как к своей собственной свободе, так и к свободам других.
Если нам удастся претворить эти принципы в наши собственные жизни, только тогда Телема сможет спасти и поддержать мир. Или, в другом случае, она может стать ещё одним инструментом человечества, чтобы ненавидеть и причинять друг другу боль. Согласно выражению Андре Ванден-Брука:
«Вверху можно найти бриллиант идей, где каждая грань сверкает созидательным светом.
Внизу все как всегда, те же банальные предрассудки, те же заблуждения разума».[1]
* * *
Внутренний призыв приведёт многих в Телему, где их нужды будут удовлетворены этим социальным сообществом или широкими интеллектуальными возможностями этой системы и связанных с ней областей. Эта книга написана не для таких людей, поскольку такие общие цели являются хоть и полезными, но чрезвычайно сложными. Также эта книга и не претендует на описание основ Телемы или Магики. Невозможно сделать общий обзор, который должен был бы заинтересовать в изучении основных текстов традиции. Скорее эта книга для тех, кто уже читал что-то из Кроули, кто уже познал непреодолимую тягу к глубокому изучению эзотерических аспектов Телемы, к открытию и изучению духовных корней традиции: для тех, кто ищет бескомпромиссного наиполнейшего самопознания, но неуверен в том, как этого конкретно достичь. Поэтому различные основные категории практик даны весьма общо. В книге рассмотрено большинство стандартных основ телемитских ритуалов, они могут быть использованы как есть или стать основой для более личностной практики. Ритуалы приведены с комментариями символизма. В основе природы символов лежит переопределённость, поэтому представленные комментарии не могут являться исчерпывающими и даже обязательно правильными. Только посредством обдуманной, внимательной практики данных ритуалов отдельный маг может открыть для себя их значение. Предполагается, что комментарии станут инструментом, помогающим в этом деле.
В работе с соответствиями, символизмом и архетипами телемитская традиция особое значение уделяет персонификации. Символы являются живой реальностью с разнообразными, живо меняющимися значениями; поэтому в той мере, в которой маг станет пытаться разработать собственный синтез, вместо механического повторения, в той мере он будет вознаграждён. Эта книга содержит аспекты моего собственного синтеза, надеюсь, что этим она будет полезна и другим.
Перевод: Константин Григорьев
© Castalia
[1] VandenBroeck, Andre, Al-Kemi: A Memoir: Hermetic, Occult, Political and Private Aspects of R. A. Schwaller de Lubicz, Lindisfarne Press, Hudson, New York, 1987. Pg. 242.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!