Lemegeton Clavicula Salomonis или Малый Ключ Соломона
Самые ранние рукописи «Лемегетона» относятся к XVII столетию. Однако, бесспорно, этот популярнейший сборник текстов по магии имеет более ранее происхождение. Корнелий Агриппа в своей работе «О неопределённости и суетности всех наук и искусств» (De incertitudine et vanitate omnium scientarum et atrium), изданной в 1531 году в Париже, упоминает три из пяти книг «Лемегетона»: Ars Almadel, Ars Notoria, и Ars Paulina. Этот перечень был повторен учеником Агриппы Иоанном Вейером в книге «Об обманах демонов»(De Praestigiis Daemonum) в 1563 году. А вслед за Вейером, эти книги упоминает Реджинальд Скотом в своем «Словаре колдовства» (Discouerie of Witchcraft), вышедшем в 1584 году. Очевидно, название «Лемегетон» является попыткой невежественного компилятора перевести на латинский язык название сборника – «Малый Ключ Соломона» (в отличие от более древнего «Большого Ключа Соломона»).
«Лемегетон» состоит из пяти частей: Goetia, Theurgia Goetia, Ars Almadel, Ars Paulina и Ars Noforia.
Гоэтия (Goetia) – содержит перечень 72 злых духов, а также описание магического круга, треугольника и основных орудий, которые использовал в своей магической практике легендарный царь и маг Соломон. Само слово «Гоэтия» имеет греческое происхождение и означает волшебство, причем, как правило, «низшего», вредоносного толка. Этим она отличается от «Теургии», которая означала «высшую» магию, направленную на общение с Богом. По своему содержанию Гоэтия очень напоминает каталог демонов из «Псевдомонархии демонов» (Pseudomonarchia daemonum), который дан в качестве приложения к книге Иоанна Вейера «De Praestigiis Daemonum» (1563). Своим источником Вейер называет некую рукопись, озаглавленную «Книга о служебных обязанностях духов или Книга высказываний Empto[Императора (?) – прим. перев.] Соломона о князьях и царях демонов» (Liber offlciorum spirituum, seu Liber dictus Empto. Salomonis, de principibus regibus damoniorum). Вполне очевидно, что Вейер получил этот текст до 1563 года. В отличие от «Гоэтии», в «Псевдомонархии» Вейера нет печатей демонов, а сами они призываются путем простых заклинаний, а не с помощью сложного ритуала. «Псевдомонархия» и «Гоэтия» также различаются порядком следования духов, к тому же в «Гоэтии» появляются четыре дополнительных духа (Vassago, Seere, Dantalion, и Andromalius), которых нет в тексте Вейера. Можно предположить, что, дорабатывая «Гоэтию», неизвестный компилятор включил в нее также некоторые сведения из работ Реджинальда Скота, «Гептамерона» Петра де Абано, «Трех Книг Оккультной Философии» Корнелия Агриппы.
Теургия Гоэтия (Theurgia Goetia) – продолжает описание духов, отчасти – добрых, отчасти – злых. Некоторые материалы этой книги очевидно заимствованы из первой книги «Стеганографии» (Steganographia) Иоанна Тритемия. Хотя большинство печатей духов, приведенных в «Гоэтии Теургии», не приводятся в тексте Тритемия, некоторые совпадения все же есть. Однако стоит заметить, что заклинания, которые даны у Тритемия, не соответствуют заклинаниям «Теургии Гоэтии». Хотя «Стеганография» была написана Тритемием в 1500 году, издать ее удалось лишь в 1608 году. Впрочем, до этого она имела широкое хождение в виде рукописи.
Арс Паулина (Ars Paulina) – повествует о духах ночных и дневных часов, о духах планет и зодиакальных знаков. Как считает Линн Торндайк («История магии и экспериментальной науки» 8 тт. 1923–56 гг.), название «Искусство Паулина» означает, что оно было получено апостолом Павлом (Paul), когда в Коринфе он был вознесен на третье небо и приобрел там тайное знание. Текст также имеет некоторые совпадения со «Стеганографией» Иоанна Тритемия (второй книгой) и «Магическим Архидоксом» Парацельса. Роберт Тернер (английский исследователь магии XVII века) упоминает, что видел в Национальной Библиотеке Лондона рукопись «Арс Паулина», относящуюся к XVII столетию.
Арс Алмадель (Ars Almadel) – описывает 20 старших духов, управляющих четырьмя мирами Вселенной. В 1608 году Иоанн Тритемий, в длинном перечне книг по магии, упоминает книгу «Алмадель», приписываемую царю Соломону. Роберт Тернер упоминает рукопись «Арс Алмадель» из Флоренции, относящуюся к XV веку. По мнению Иоанна Вейера, «Алмаделем»звали одного арабского мага.
Арс Ноториа (Ars Notoria) – содержит древние воззвания к Богу и молитвы, переполненные магическими именами. Очевидно, это самая старая книга «Лемегетона». Известно много ее латинских рукописей, относящихся к XIII веку, а, возможно, и еще более раннему времени. По содержанию «Арс Ноториа» напоминает «Заклятую книгу Гонория или Либер Юратус» (Liber Juratus), также относящуюся к XIII веку. Обращения, используемые в «Арс Ноториа» и «Либер Юратус» тесно связаны, и это позволяет предположить, что обе книги восходят к единой устной традиции. Стоит отметить, что «Арс Ноториа» включена не во все манускрипты «Лемегетона». В некоторых рукописях он содержит только первые четыре книги. Первое печатное издание «Арс Ноториа» впервые вышло на латыни в 1620 году в Лионе. А в 1657 году Роберт Тернер издал английский перевод этого текста.
В 1898 году отдельные куски из «Гоэтии», «Арс Паулина» и «Арс Армадель» были изданы Артуром Уэйтом в его «Книге Черной магии и Договоров». Как пишет современный исследователь магических текстов Джозеф Петерсон, «к сожалению, книга Уэйта грешит большим количеством неточностей. Его транскрипция и рисунки не заслуживают доверия, а его переводы часто вводят в заблуждение и не точны. Создается впечатление, что Уэйт хотел представить самые худшие примеры, какие только можно было найти в магических текстах, чтобы подорвать доверие к ним». (Joseph Peterson The Lesser Key of Solomon, 2001).
Впервые полное издание «Гоэтии» было осуществлено в 1904 году Алистером Кроули и Макгрегором Мазерсом (Goetia: The Lesser Key of Solomon). Книга была издана со всеми необходимыми примечаниями и дополнениями. Как пишет в своих «Исповедях» Кроули, «Я поручил Мазерсу перевести текст «Малого Ключа Соломона», и первой частью этой работы стала Гоэтия. Но он не сумел продолжить дальше, потому как был морально сломлен событиями 1900 года [имеется в виду раскол в Герметическом Ордене Золотой Зари, лидером которого был Мазерс – прим. перев.]. Я добавил перевод заклинаний на Енохианский или Ангельский язык; отредактировал и снабдил примечаниями текст, которому предшествует «Предварительное заклинание», добавил вступительный комментарий, Магический Квадрат (с целью предупредить неправильное использование этой книги) и, в конце, – Инвокацию Тифона».
Стоит отметить, что «Предварительное заклинание или Ритуал Нерожденного» не является составной частью «Лемегетона», а представляет собой переработанный Кроули фрагмент греко-египетского магического папируса (опубликован в 1852 году Чарльзом Гудвином). Данный текст был известен среди адептов Ордена Золотой Зари как ритуал для установления контакта с Высшим Гением, а в 1906 году его использовал сам Кроули для воззвания к своему Святому Ангелу-Хранителю. Позднее он включил его в свою «Книгу Самех» (Liber Samekh).
Полный текст «Лемегетона» впервые опубликован в 2001 году (Joseph Peterson The Lesser Key of Solomon, 2001).
Перевод «Гоэтии» осуществлен по изданию Кроули и Мазерса, с использованием издания Джозефа Петерсона. Перевод «Теургии Гоэтии» осуществлен по изданию Джозефа Петерсона. Переводы Ars Almadel, Ars Paulina – по публикации Бенджамина Роу.
В 2009 году был издан перевод первой книги «Малого Ключа Соломона» — «Гоэтии» (с предисловием и комментариями Алистера Кроули), подготовленный членами Российского отделения О.Т.О.
- Предисловие Доктора Радда
- Предварительное заклинание Гоэтии или Ритуал Нерожденного
- Книга Первая. Гоэтия
- Книга Вторая. Теургиа Гоэтия (версия Бенджамина Роу) Печати и сигилы даны в понятной, современной прорисовке
- Книга Вторая. Теургиа Гоэтия (версия Джозефа Петерсона) Изображения печатей и сигил приводятся согласно средневековым рукописям, более полный текстовой вариант
- Книга Пятая. Арс Ноториа
- Демонические короли и Лемегетон
© Thelema.RU
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!